Учет операций на забалансовых счетах (Н.Г. Волков, "Бухгалтерский учет", N 13, июль 2000 г.)

Учет операций на забалансовых счетах


В процессе своей деятельности организации совершают операции, которые связаны с использованием и хранением не принадлежащего им имущества. Кроме того, они заключают договора, которые предусматривают определенные обязательства при их невыполнении.

Учет указанных операций ведется на забалансовых счетах внесистемно, т. е. без применения двойной записи. По дебету забалансового счета отражают получение ценностей либо возникновение обязательств, а по кредиту - их выбытие (списание). Учет по каждому забалансовому счету рекомендуется вести в соответствующей ведомости аналитического учета имущества или обязательств. Под эти ведомости можно использовать типовые ведомости и расчетные таблицы из журнально-ордерной системы счетоводства или упрощенной системы регистров бухгалтерского учета, предназначенные для малых предприятий, либо формы, разрабатываемые организацией самостоятельно.

Например, для учета арендованных основных средств и расчетов по арендной плате можно использовать ведомость ф. N В-1 "Учет основных средств, начисленных амортизационных отчислений", разработанную Минфином России для малых предприятий; для учета материально-производственных запасов на ответственном хранении - ведомость ф. N 10 "Учет движения материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов" из журнально-ордерной системы счетоводства.

Рассмотрим порядок учета данных операций в порядке следования забалансовых счетов согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета.


Учет операций по аренде основных средств


Основные средства учитывают за балансом, если их используют по договорам аренды (лизинга). При этом порядок учета зависит от вида договора и может вестись на счетах:

001 "Арендованные основные средства"

по договору аренды у организации-арендатора;

021 "Основные средства, сданные в аренду"

по договору лизинга у организации-лизингодателя.

Организации-арендаторы учитывают основные средства, полученные по договору аренды, на забалансовом счете 001 в оценке, установленной договором. При этом аренда может быть финансовой арендой или операционным лизингом. При финансовой аренде порядок учета арендатором арендованных основных средств не зависит от порядка их учета арендодателем, который может отражать в бухгалтерском учете данные операции как предмет деятельности либо как операционные доходы и расходы.

Организация-арендатор учитывает операции по аренде основных средств следующими записями:

Д-т сч. 001 "Арендованные основные средства"

отражается стоимость основных средств, принятых в аренду;

Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.,

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

отражаются расходы по арендной плате (без НДС);

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

отражается НДС от арендной платы;

Д-т сч. 76 "Расходы с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 51 "Расчетный счет"

погашается задолженность по арендной плате.

При досрочном внесении арендной платы делают такие записи:

Д-т сч. 31 "Расходы будущих периодов",

К-т сч. 51 "Расчетный счет"

отражается сумма арендной платы в размере, превышающем платежи, приходящиеся на данный отчетный период;

Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.,

К-т сч. 31 "Расходы будущих периодов"

указанные расходы при наступлении соответствующего отчетного периода списывают на затраты;

Д-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.,

К-т сч. 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 23 "Вспомогательные производства" и др.

отражаются расходы на содержание и ремонт арендованных основных средств;

К-т сч. 001 "Арендованные основные средства"

списывается стоимость арендованных основных средств при их передаче из аренды.

При оперативном лизинге лизингодатель покупает за свой счет предмет лизинга и передает его лизингополучателю на определенный срок. Оперативный лизинг по своему характеру имеет много общего с финансовой арендой, но с ограничением в использовании объекта лизинга, установленным законом. Учет данных операций арендатором (лизингополучателем) ведется в порядке, установленном для учета финансовой аренды.

Организация-лизингодатель учитывает имущество, сдаваемое в оперативный лизинг, за балансом, если объекты лизинга передаются на баланс лизингополучателя. При этом делают следующие записи:

Д-т сч. 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",

К-т сч. 03 "Доходные вложения в материальные ценности"

списывается балансовая стоимость основных средств, передаваемых в лизинг;

Д-т сч. 021 "Основные средства, передаваемые в аренду"

отражается за балансом стоимость основных средств, переданных в лизинг;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"

отражается задолженность по лизинговым платежам;

Д-т сч. 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",

К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами")

отражается задолженность бюджету по НДС с суммы лизинговых платежей;

Д-т сч. 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств",

К-т сч. 83 "Доходы будущих периодов"

отражается разница между общей суммой лизинговых платежей (задолженности) и стоимостью основных средств, переданных в лизинг;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 02, 10, 12, 23, 26, 65, 69, 70

отражаются расходы по осуществлению лизинговой деятельности;

Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)",

К-т сч. 20 "Основное производство"

списываются ежемесячно расходы по осуществлению лизинговой деятельности.

По окончании срока договора лизинга делают такие записи:

Д-т сч. 01 "Основные средства",

К-т сч. 03 "Доходные вложения в материальные ценности"

отражается операция по переводу полученного из лизинга имущества в состав собственных основных средств;

К-т сч. 021 "Основные средства, сданные в аренду"

списывается стоимость основных средств с забалансового учета по их получении.


Учет товарно-материальных ценностей на ответственном
хранении


Организации учитывают на забалансовом учете материально-производственные запасы, не принадлежащие им на праве собственности, как запасы, находящиеся у них на ответственном хранении, в следующих случаях:

1) при получении организацией-покупателем запасов:

от которых она на законных основаниях отказалась. В соответствии со ст. 475 и др. ГК РФ покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи по поступившим товарам, но обязан их принять на ответственное хранение. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем запасов рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;

на которые в соответствии с договором купли-продажи право собственности сохраняется за продавцом до их оплаты или наступления иных обстоятельств (ст. 491 ГК РФ);

2) хранения на складе организации-продавца товаров, на которые право собственности перешло к организации-покупателю.

Учет запасов на ответственном хранении во всех изложенных случаях покупатели и продавцы ведут на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в оценке, установленной в договоре (согласно расчетным документам поставщиков). Аналитический учет данных запасов ведут по организациям-владельцам в порядке, принятом для учета материально-производственных запасов, принадлежащих организации. При этом в бухгалтерском учете делают следующие записи:

Д-т сч. 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

приняты на учет поступившие запасы как ценности на ответственном хранении;

К-т сч. 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

списаны с учета запасы, переданные организации-владельцу.


Учет товарно-материальных ценностей, принятых в переработку


В соответствии со ст. 220 ГК РФ переработка материалов может быть предметом договора. При этом:

первая организация передает второй материалы в переработку без передачи права собственности на них;

вторая организация перерабатывает материалы, не принадлежащие ей, и передает первой организации новую движимую вещь, как продукт переработки;

право собственности на новую движимую вещь переходит ко второй организации, если стоимость переработки существенно превышает стоимость полученных материалов;

при приобретении второй организацией права собственности на изготовленную вещь она обязана возместить стоимость материалов первой организации.

Порядок учета материалов определяется Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), в котором нет специальных норм, определяющих порядок учета материалов, передаваемых в переработку (давальческого сырья). Однако предусмотрено, что запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Наряду с этим, инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий установлено, что предприятие-изготовитель (переработчик) продукции из давальческого сырья учитывает полученное сырье и материалы от организаций-заказчиков на счете 003 "Материалы, принятые в переработку". На данном счете учет сырья и материалов ведется в разрезе заказчиков, по видам ценностей и в оценке, предусмотренной в договорах.

В соответствии с налоговым законодательством деятельность организаций по переработке давальческого сырья и материалов признается производственной и подлежит налогообложению в установленном порядке (НДС, акцизами и налогами с оборота). При этом выполненный объем работ не включает стоимость давальческого сырья и материалов. Для организаций, передающих в переработку сырье и материалы, операции по их передаче не считаются операциями по продаже продукции (работ, услуг), и как следствие обороты по ним не являются оборотами по реализации продукции (работ, услуг).

Организация, принимающая материалы в переработку, ведет учет в следующем порядке:

Д-т сч. 003 "Материалы, принятые в переработку"

отражается стоимость материалов, принятых в переработку;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.

отражаются затраты по переработке сырья и материалов;

Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)",

К-т сч. 20 "Основное производство"

списываются затраты по передаче готовой продукции заказчику;

Д-т сч. 83 "Доходы будущих периодов",

К-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

отражается выручка по лизинговой деятельности;

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

К-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

отражается выручка от выполнения работ по переработке (без учета стоимости материалов);

Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)",

К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом"

отражается задолженность по НДС (по ставке 20 %) от выручки (а также акциза по подакцизной продукции);

Д-т сч. 80 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом"

отражаются налоги с оборота;

К-т сч. 003 "Материалы, принятые в переработку"

списывается стоимость сырья и материалов, принятых в переработку, а также затраты по передаче готовой продукции заказчику;

Д-т сч. 51 "Расчетный счет",

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

отражаются денежные средства, полученные в оплату работ по переработке.

Организация, передающая материалы в переработку, учитывает их в течение времени переработки на счете 10 "Материалы", субсчет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". По окончании переработки затраты на переработку и стоимость материалов определяют стоимость готовой продукции.

При этом делают следующие записи:

Д-т сч. 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону",

К-т сч. 10-1 "Сырье и материалы"

списывается учетная стоимость сырья и материалов, переданных в переработку;

Д-т сч. 40 "Готовая продукция",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражается стоимость работ по переработке (за минусом НДС), принятых к оплате;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражается сумма НДС от стоимости работ по переработке давальческого сырья и материалов;

Д-т сч. 40 "Готовая продукция",

К-т сч. 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону"

списывается учетная стоимость сырья и материалов, переданных в переработку, по получении готовой продукции, изготовленной из них.

Таким образом, передача материалов (давальческого сырья) в переработку не рассматривается как их продажа. В связи с этим не используется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", и поэтому отсутствует объект для обложения НДС и налогами с оборота.

Если договором будет предусмотрена оплата работ организации-переработчика частью полученных материалов, то передача данной части материалов должна оформляться в установленном порядке как их продажа.

Некоторые авторы публикаций на тему использования сырья и материалов для переработки предлагают считать давальческими практически все материалы, передаваемые одной организацией другой без права передачи собственности на них. Однако они не учитывают изложенные выше правовые нормы и даже элементарные правила учета материалов. Так, передачу материалов в переработку предлагают применять в строительстве, забывая, что в этой отрасли:

производят недвижимые вещи;

в стоимость строительно-монтажных работ (СМР) включают стоимость материалов;

как правило, стоимость СМР превышает стоимость используемых материалов (т. е. затраты на переработку превышают стоимость давальческих материалов);

используется большое количество материалов, которые затруднительно учитывать за балансом;

как и в любой сфере материального производства предусмотрена строгая зависимость количества списываемых материалов от объема выполненных работ.

При этом заказчик, как собственник, должен будет учитывать передаваемые материалы на забалансовых счетах до окончания строительства (это может быть довольно длительный период времени), а по получении готового объекта списывать их на увеличение его стоимости (Д-т сч. 08 "Капитальные вложения", К-т сч. 10 "Материалы"). Но в таком случае:

НДС по данным материалам, как неиспользованным в производстве, подлежит отнесению за счет средств заказчика;

расход материалов, стоимость которых включена в стоимость объекта, не будет подтвержден объемом выполненных СМР на объекте;

нарушаются правила оценки и списания материалов в производство;

искажаются результаты инвентаризаций данных материалов, так как они у обоих участников фактически полностью или частично отсутствуют.

При заключении договоров на переработку целесообразно исходить из того, что, как правило, сырье и материалы, участвующие в данном процессе как давальческое сырье, должны:

отвечать признакам первого товарного продукта (см. правила учета отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы);

быть однородны с продукцией переработки;

использоваться на предприятиях перерабатывающей промышленности;

период переработки не может превышать одного месяца.

При постоянном характере таких операций и их существенном значении для организации может встать вопрос об их учете как предмете ее деятельности.


Учет товарно-материальных ценностей,
принятых на комиссию


Торговые и посреднические организации могут вести торговые операции по договорам комиссии, согласно которым посредническая организация (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В этом случае товары, принятые посреднической организацией для продажи на условиях комиссии, учитываются за балансом на счете 004 "Товары, принятые на комиссию". Оценивают данные товары в сумме, предусмотренной договором. Ее также отражают в приемо-сдаточных актах.

При этом посредническая организация делает следующие учетные записи:

Д-т сч. 004 "Товары, принятые на комиссию"

отражается стоимость товаров, принятых для продажи по договору комиссии, - 1200 ед. (в том числе 200 ед. НДС);

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

предъявлены счета к оплате за проданные товары - 1400 ед.;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

отражается НДС от суммы продаваемых товаров, принятых от комитента, - 200 ед.;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом"

отражается задолженность по НДС от стоимости товара, принятого на комиссию, - 200 ед.;

К-т сч. 004 "Товары, принятые на комиссию"

списывается с учета стоимость проданного товара - 1200 ед.;

Д-т сч. 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет",

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

получены денежные средства в оплату проданных товаров - 1400 ед.;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

отражается выручка посредника в размере его комиссионного вознаграждения - 200 ед.;

Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)",

К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом"

отражена задолженность бюджету по НДС с суммы комиссии - 33,34 ед. (200 ед. х 16,67 : 100);

Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)",

К-т сч. 44 "Издержки обращения"

списываются издержки обращения комиссионера - 100 ед.;

Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (80 "Прибыли и убытки"),

К-т сч. 80 "Прибыли и убытки" (46 "Реализация продукции (работ, услуг)")

отражается финансовый результат по данной операции - 66,66 ед. (200 ед. - 100 ед. - 33,34 ед.);

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",

К-т сч. 51 "Расчетный счет"

погашена задолженность комитенту за вычетом суммы комиссионного вознаграждения и других расходов (включая налоговые платежи), понесенных комиссионером, - 1200 ед.;

Д-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом",

К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

списывается НДС, приходящийся на стоимость товаров, оплаченных комитенту, - 200 ед.


Учет оборудования для монтажа


За балансом строительная организация учитывает стоимость оборудования, принятого от организаций-заказчиков для монтажа. При этом оборудование:

входит в смету на строительство объекта;

требует монтажа, т. е. проведения работ по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикреплению к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям зданий и сооружений) или сборке;

не принадлежит строительной организации (право собственности на данное оборудование сохраняется за организацией-заказчиком);

учитывается у подрядчика на забалансовом счете 005 "Оборудование, принятое для монтажа".

Учет данного оборудования строительная организация ведет по заказчикам, видам оборудования в оценке, установленной в документах заказчика. Передача оборудования заказчиком подрядчику для сдачи в монтаж производится на основании акта типовой ф. N ОС-15 "Акт приемки-передачиоборудования в монтаж". При этом оборудование продолжает числиться у заказчика на счете 07 "Оборудование к установке".

Строительная организация учитывает оборудование следующими записями:

Д-т сч. 005 "Оборудование, принятое для монтажа"

отражается стоимость оборудования, переданного в монтаж;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 10 "Материалы" и др.

отражаются затраты на монтаж полученного оборудования;

К-т сч. 005 "Оборудование, принятое для монтажа"

списывается с учета стоимость оборудования, переданного в монтаж.

При приобретении оборудования, требующего монтажа, строительной организацией она учитывает его на своем балансе в порядке, установленном для учета материально-производственных запасов. Заказчик в этом случае оплачивает организации стоимость выполненных работ в размере, предусмотренном договором, с учетом стоимости смонтированного оборудования.


Учет бланков строгой отчетности


В соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть оформлены оправдательными первичными учетными документами, некоторые из которых могут относиться к бланкам строгой отчетности. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено, что организации сами должны устанавливать порядок использования и учета бланков форм первичной документации, в том числе и строгой отчетности. В связи с этим организациям целесообразно:

утвердить перечень бланков строгой отчетности;

назначить ответственных лиц, хранящих и использующих бланки строгой отчетности;

учет поступления и движения данных бланков вести в приходно-расходных книгах, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены сургучной печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера;

сдавать бланки документов материально ответственным лицам по накладной или под подпись в книге;

списывать использованные бланки с подотчета материально ответственных лиц по акту.

Учет бланков строгой отчетности ведут по их видам и местам хранения (материально ответственным лицам) на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в оценке по затратам по их приобретению или условной оценке:

Д-т сч. 16 "Отклонение в стоимости материалов", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.,

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

отражаются затраты по покупке бланков (как правило, в составе общехозяйственных или заготовительно-складских расходов);

Д-т сч. 006 "Бланки строгой отчетности"

одновременно по стоимости приобретения (или условной стоимости) бланки принимают на забалансовый учет;

К-т сч. 006 "Бланки строгой отчетности"

списывается стоимость бланков, переданных для использования, либо по их непригодности.


Учет задолженности неплатежеспособных дебиторов


Дебиторскую задолженность, списанную организацией в установленном порядке, учитывают на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Ее списывают в следующих случаях:

по окончании срока исковой давности и непоступлении платежей за поставленные ценности, выполненные работы и услуги. Сроки исковой давности могут быть специальными и общим (3 года). Специальные сроки могут быть сокращенными или более длительными по сравнению с общим сроком и применяются для отдельных, определенных законом требований;

при получении решения суда о неплатежеспособности должника.

При этом в бухгалтерском учете делают следующие записи:

Д-т сч. 80 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

списывается дебиторская задолженность на убытки;

Д-т сч. 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"

одновременно в данной сумме дебиторская задолженность принимается на забалансовый учет в течение 5 лет с момента списания.

Указанный срок предоставляется для наблюдения за возможностью взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должников. При погашении задолженности в течение 5 лет делают записи:

Д-т сч. 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 01 "Основные средства" и др.,

К-т сч. 80 "Прибыли и убытки"

на стоимость поступивших денежных средств или имущества;

К-т сч. 007

списывается с учета стоимость погашенной задолженности или по истечении 5 лет после срока ее списания.


Обеспечения обязательств и платежей
полученные и выданные


Учет полученных обязательств и выданных гарантий организации ведут на забалансовых счетах 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные", на которых, в частности, учитывают:

облигации и векселя, выданные в обеспечение полученных займов:

Д-т сч. 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет",

К-т сч. 94 "Краткосрочные займы", 95 "Долгосрочные займы";

Д-т сч. 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные";

векселя, выданные в обеспечение оплаты за полученные ценности, работы, услуги:

Д-т сч. 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 20 "Основное производство" и др.,

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

Д-т сч. 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные";

облигации и векселя, полученные в обеспечение выданных займов:

Д-т сч. 58 "Краткосрочные финансовые вложения", 06 "Долгосрочные финансовые вложения",

К-т сч. 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет";

Д-т сч. 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные";

векселя, полученные в обеспечение оплаты за проданные ценности, работы, услуги:

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

К-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов";

Д-т сч. 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные";

опционы и варранты, приобретенные или проданные:

у держателя:

Д-т сч. 80 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 51 "Расчетный счет"

отражается уплаченная цена опциона (варранта),

Д-т сч. 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные", субсчет "Приобретенные опционы" (или варранты);

у эмитента (продавца):

Д-т сч. 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные", субсчет "Гарантии по собственным опционам" (или варрантам).

Учет полученных обязательств или выданных гарантий осуществляется по их номинальной стоимости, стоимости обязательства или гарантии (или стоимости, установленной договором).

Организации, получившие в управление (траст), как правило, ценные бумаги, а также имущество в залог, учитывают их на данных счетах в оценке, установленной договором.

По мере погашения обязательств или окончания срока выданных гарантий их стоимость списывают со счетов 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".


Износ жилищного фонда и объектов
внешнего благоустройства


В соответствии с действующим порядком организации амортизацию по объектам жилого фонда и внешнего благоустройства не начисляют. Однако в конце года они определяют их износ по нормам амортизации на полное восстановление объектов и отражают его по дебету забалансовых счетов: 014 "Износ жилищного фонда", 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов".

При выбытии данных объектов (списании, продаже и т. п.) суммы износа, начисленные за время эксплуатации объектов, списывают с кредита счетов 014 "Износ жилищного фонда" и 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов".


Н.Г. Волков,

член-корреспондент Академии экономических наук

и предпринимательской деятельности России


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.