По договору с иностранной компанией, зарегистрированной за пределами территорий государств - участников СНГ, организация оказывает ей транспортно-экспедиторские услуги на территории Казахстана и Туркмении. Договор заключается представительством организации. Расчеты осуществляются непосредственно между организацией и нерезидентом. Возникает ли у организации обязанность по уплате НДС со стоимости транспортных услуг?
Позиция фирмы "ФБК" в вопросе о порядке уплаты НДС при оказании российским резидентом транспортно-экспедиторских услуг иностранной компании на территории государств - участников СНГ заключается в следующем.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в том числе являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг (подп."а" п.1 ст.3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"). С учетом этого можно сказать, что налог на добавленную стоимость относится к территориальным налогам, т.е. взимаемым при реализации товаров (работ, услуг) на российской территории. Налоговая юрисдикция Российской Федерации не распространяется на добавленную стоимость, формируемую за пределами ее таможенной территории.
Подпунктом "а" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении экспортируемых услуг, оказанных на территории Российской Федерации, результаты которых используются за ее пределами.
Таким образом, оказанные услуги не будут облагаться налогом на добавленную стоимость, если
- отсутствует объект налогообложения при реализации услуг за пределами территории Российской Федерации;
- реализуемые в том числе и на российской территории услуги относятся к экспортным.
В отношениях между государствами - участниками СНГ применяется специальный порядок. Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 29 января 1993 г. N 4407-I "О применении Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость": "при реализации товаров (работ, услуг) в государства, являющиеся участниками Содружества Независимых Государств, где к товарам (работам, услугам), реализуемым в Российскую Федерацию, устанавливаются повышенные по сравнению с действующими в Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость, применяются эти повышенные ставки налога". Подзаконными актами Госналогслужбы России и Минфина России установлены ставки НДС, которые должны применяться при расчетах с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ.
Таким образом, при отсутствии в рамках СНГ межгосударственных соглашений по вопросам обложения НДС и на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации с операций, совершаемых российскими налогоплательщиками на территории государств - участников СНГ, НДС уплачивается в российский бюджет независимо от места совершения операций. Поэтому территории СНГ в целях обложения НДС могут рассматриваться в качестве единого экономического пространства со специальным режимом взимания НДС, который для российских резидентов аналогичен режиму, применяемому для операций на территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае местом реализации услуг организации являются территории государств - участников СНГ. Следовательно, НДС должен уплачиваться в российский бюджет в размере и порядке, определенными российским законодательством.
Следует признать, что изложенная позиция в большой степени основана на общей концепции обложения НДС. Ее уяснение требует определенной подготовки в области теории налогового права, и в случае разногласий с налоговым органом, возможно, будет весьма трудно добиться принятия этой позиции и налоговой инспекцией, и арбитражным судом. Поэтому с практической точки зрения целесообразно обосновывать отсутствие объекта налогообложения на территории Российской Федерации, ссылаясь и документально подтверждая
- оказание услуг за пределами территории России, что не отвечает признакам объекта налогообложения, указанным в ст.3 Закона;
- отсутствие договорных отношений и расчетов с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ, которые могут повлечь налогообложение в соответствии с п.17 Инструкции Госналогслужбы России N 39.
Полагаем необходимым придание представительствам вашей компании максимального объема полномочий и функций, связанных с оказанием услуг на территории государств - участников СНГ: права на подписание контрактов, осуществление фактических действий по их исполнению, проведение расчетов и т.п.
Н.Н.Орлова,
Р.И.Ахметшин,
юристы фирмы "ФБК"
1 июля 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru