Малое предприятие, находящееся на упрощенной системе налогообложения, считает, что согласно п.2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ оно не является плательщиком налога в экологический фонд г.Санкт-Петербурга, так как уплачивает единый налог на доход предприятия. Но Госкомитет по охране окружающей среды г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области полагает, что платежи, направляемые в государственные внебюджетные экологические фонды, не относятся к федеральным, региональным или местным налогам, а являются платой за пользование окружающей природной средой.
Должно ли малое предприятие осуществлять платежи за загрязнение окружающей среды?
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов (т.е. налогов и сборов, предусмотренных Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее - Закон N 2118-1) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Подпунктом "и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1 к числу федеральных налогов и сборов отнесены платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, необходимо установить, является ли плата за загрязнение окружающей природной среды тем налоговым платежом, о котором говорится в подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1.
В соответствии со статьями 20 и 21 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в следующем порядке:
- 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. Данные средства расходуются исключительно на цели, связанные с природоохранной деятельностью;
- 10% - в доход федерального бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды.
Контроль за полнотой и правильностью исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется территориальными органами по экологии и природным ресурсам республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей и округов. Территориальные органы МНС России совместно с территориальными органами Минприроды России осуществляют контроль за своевременностью внесения 10% платы за загрязнение окружающей природной среды (п.10 Порядка направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного 03.03.93 Минприроды РФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в составе платы за загрязнение окружающей природной среды организация одновременно уплачивает два различных по своему статусу платежа - один из которых (10-процентный) подпадает под действие подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1, а другой (90-процентный) нет, поскольку подлежит перечислению в государственные внебюджетные экологические фонды, а не в соответствующие бюджеты. (Аналогичный вывод был сделан в письме Госкомэкологии РФ от 02.06.99 N 04-12/11-367.)
По нашему мнению, предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, от уплаты указанного платежа в части зачисляемой в государственные экологические фонды освобождено быть не может, так как платежи, поступающие в государственные внебюджетные экологические фонды, нельзя отнести к налоговым платежам, предусмотренным подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1.
Представляется, что указанный платеж вообще не может быть отнесен к разряду налоговых, поскольку он по своей сути не является индивидуально безвозмездным (см. определение налога в ст.8 НК РФ). Ведь плательщик, внося указанную плату, получает взамен возможность осуществлять выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещать вредные отходы, а также совершать иные подобные действия. То есть, плата за загрязнение окружающей среды - это плата за пользование природной средой. Кроме этого, невнесение в установленный срок платы за загрязнение окружающей природной среды во внебюджетные экологические фонды не влечет за собой и применение мер налоговой ответственности. В этом случае начисляются только пени (см. Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями... средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденный письмом Минфина РФ от 22.12.92 N 09-05-12 и Минприроды РФ от 21.12.92 N 04-04/72-6344).
Учитывая изложенное, требования Госкомитета по охране окружающей среды следует признать обоснованными.
В. Мешалкин
Выпуск 24, декабрь 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".