Вопрос: Малое предприятие, находящееся на упрощенной системе налогообложения, считает, что согласно п.2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ оно не является плательщиком налога в экологический фонд г.Санкт-Петербурга, так как уплачивает единый налог на доход предприятия. Но Госкомитет по охране окружающей среды г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области полагает, что платежи, направляемые в государственные внебюджетные экологические фонды, не относятся к федеральным, региональным или местным налогам, а являются платой за пользование окружающей природной средой. Должно ли малое предприятие осуществлять платежи за загрязнение окружающей среды? (Выпуск 24, декабрь 2000 г.)

Малое предприятие, находящееся на упрощенной системе налогообложения, считает, что согласно п.2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ оно не является плательщиком налога в экологический фонд г.Санкт-Петербурга, так как уплачивает единый налог на доход предприятия. Но Госкомитет по охране окружающей среды г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области полагает, что платежи, направляемые в государственные внебюджетные экологические фонды, не относятся к федеральным, региональным или местным налогам, а являются платой за пользование окружающей природной средой.

Должно ли малое предприятие осуществлять платежи за загрязнение окружающей среды?


Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов (т.е. налогов и сборов, предусмотренных Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее - Закон N 2118-1) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Подпунктом "и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1 к числу федеральных налогов и сборов отнесены платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, необходимо установить, является ли плата за загрязнение окружающей природной среды тем налоговым платежом, о котором говорится в подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1.

В соответствии со статьями 20 и 21 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в следующем порядке:

- 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. Данные средства расходуются исключительно на цели, связанные с природоохранной деятельностью;

- 10% - в доход федерального бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Контроль за полнотой и правильностью исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется территориальными органами по экологии и природным ресурсам республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей и округов. Территориальные органы МНС России совместно с территориальными органами Минприроды России осуществляют контроль за своевременностью внесения 10% платы за загрязнение окружающей природной среды (п.10 Порядка направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного 03.03.93 Минприроды РФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10).

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в составе платы за загрязнение окружающей природной среды организация одновременно уплачивает два различных по своему статусу платежа - один из которых (10-процентный) подпадает под действие подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1, а другой (90-процентный) нет, поскольку подлежит перечислению в государственные внебюджетные экологические фонды, а не в соответствующие бюджеты. (Аналогичный вывод был сделан в письме Госкомэкологии РФ от 02.06.99 N 04-12/11-367.)

По нашему мнению, предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, от уплаты указанного платежа в части зачисляемой в государственные экологические фонды освобождено быть не может, так как платежи, поступающие в государственные внебюджетные экологические фонды, нельзя отнести к налоговым платежам, предусмотренным подп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1.

Представляется, что указанный платеж вообще не может быть отнесен к разряду налоговых, поскольку он по своей сути не является индивидуально безвозмездным (см. определение налога в ст.8 НК РФ). Ведь плательщик, внося указанную плату, получает взамен возможность осуществлять выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещать вредные отходы, а также совершать иные подобные действия. То есть, плата за загрязнение окружающей среды - это плата за пользование природной средой. Кроме этого, невнесение в установленный срок платы за загрязнение окружающей природной среды во внебюджетные экологические фонды не влечет за собой и применение мер налоговой ответственности. В этом случае начисляются только пени (см. Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями... средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденный письмом Минфина РФ от 22.12.92 N 09-05-12 и Минприроды РФ от 21.12.92 N 04-04/72-6344).

Учитывая изложенное, требования Госкомитета по охране окружающей среды следует признать обоснованными.


В. Мешалкин


Выпуск 24, декабрь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.