Вопрос: Наше предприятие провело ремонтные работы на рыболовном судне, находящемся в собственности предприятия, за территорией России. Ремонт был выполнен инофирмой при заходе судна в порт Кореи. При заходе судна в первый российский порт и оформлении судна на границе, со стоимости ремонта таможенными органами был удержан НДС в размере 20%. Налоговая инспекция также потребовала от нас уплатить НДС со стоимости выполненных инофирмой ремонтных работ. Правомерны ли действия таможни и налоговых органов? ("Российский налоговый курьер", N 9, сентябрь 2000 г.)

Наше предприятие провело ремонтные работы на рыболовном судне, находящемся в собственности предприятия, за территорией России. Ремонт был выполнен инофирмой при заходе судна в порт Кореи.

При заходе судна в первый российский порт и оформлении судна на границе, со стоимости ремонта таможенными органами был удержан НДС в размере 20%.

Налоговая инспекция также потребовала от нас уплатить НДС со стоимости выполненных инофирмой ремонтных работ.

Правомерны ли действия таможни и налоговых органов?


В соответствии с п.2 указаний Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.10.96 N 01-14/1161 "О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам" таможенное оформление российских морских и речных судов, в отношении которых за границей производятся операции, связанные с ремонтом, а также техническим обслуживанием, производится в соответствии с порядком, установленным для товаров, помещаемых под таможенный режим переработки вне таможенной территории.

Согласно ст.94 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 N 5221-1 при ввозе товаров после возмездного ремонта вывозимых товаров таможенными органами взимается налог на добавленную стоимость, сумма которого определяется исходя из ставок, применимых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке. Следовательно, взимание налога на добавленную стоимость на таможне со стоимости ремонта российского судна за границей Российской Федерации закреплена законодательно. Кроме того, указанный порядок подтвержден решением Верховного суда Российской Федерации от 29.12.98 N ГКПИ 98-722.

Однако в соответствии с пп."а" п.5 ст.4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1) местом реализации работ (услуг), которые непосредственно связаны с недвижимым имуществом, в целях налогообложения признается место нахождения этого недвижимого имущества.

Согласно ст.130 ГК РФ морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимому имуществу. В соответствии с этим местом нахождения всех российских морских судов является место их государственной регистрации, то есть Россия.

Учитывая вышеизложенное, услуги по ремонту, которые выполнены иностранным юридическим лицом на борту судна, считаются оказанными на территории России. Обороты по реализации этих услуг в соответствии с пп."а" п.1 ст.3 Закона N 1992-1 облагаются налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п.5 ст.7 Закона N 1992-1 в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в полном размере российскими организациями (предприятиями) за счет средств, перечисляемых иностранным организациям.

Таким образом, возникает ситуация двойного налогообложения по одному и тому же объекту, а именно взимание НДС со стоимости ремонтных работ, осуществленных на борту российского судна иностранной фирмой, как таможенными, так и налоговыми органами.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Однако указанная статья утратила силу с 1 января 1999 г. в связи с вступлением в силу НК РФ.

Тем не менее указанный принцип однократности налогообложения косвенно сохранился в пп.1 п.3 ст.44 главы 8 НК РФ, а именно: "обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора".

Учитывая то обстоятельство, что налог на добавленную стоимость со стоимости ремонтных работ уже уплачен таможенным органам при ввозе судна на территорию России, обязанность по уплате налога считается исполненной. В этом случае требование налоговых органов о вторичной уплате НДС противоречит действующему законодательству.


Д.В.Прокофьев,

инспектор налоговой службы I ранга


1 сентября 2000 г.




Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение