Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 августа 2000 г. N 15-08/33363 О различиях налогообложения доходов при продаже "ноу-хау" и технической документации через представительство и без участия представительства

Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 августа 2000 г. N 15-08/33363


Вопрос: Московское представительство японской компании просит разъяснить следующее. Российская сторона покупает у японской фирмы "ноу-хау" либо техническую документацию. Доходы по данному контракту не связаны с деятельностью японской фирмы через постоянное представительство.

1. Можно ли перевести всю сумму по данному контракту на счет Московского представительства и тогда какие налоги могут возникнуть, которые нужно платить через Московское представительство?

2. Какие налоги возникнут для японской компании при переводе суммы Российской стороной на счет в Японию. Будет ли разница в налогообложении доходов, получаемых за "ноу-хау" и техническую документацию?

3. Действует ли Конвенция между Россией и Японией об избежании двойного налогообложения на описанную выше ситуацию?

4. Возможно ли удержание налога сразу по пониженной ставке 10%, а не 20% и в таком случае куда и какие документы необходимо представлять?

Если такая ситуация невозможна, то каким образом будет осуществлен возврат излишне уплаченной суммы налога и какими документами он будет оформляться


Ответ: В соответствии с пп. "b)" п. 2 ст. 9 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.86 доходы от авторских прав и лицензий, получаемые в качестве возмещения за информацию, касающуюся промышленного, торгового или научного опыта, могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства. Однако взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий, если лицо, фактически имеющее право на эти доходы, является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве. При этом согласно п. 4 ст. 9 вышеназванной Конвенции считается, что доходы от авторских прав и лицензий возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является лицо с постоянным местопребыванием в этом Договаривающемся Государстве.

Следует иметь в виду, что положениями указанных пунктов ст. 9 следует руководствоваться при условии, что деятельность японской фирмы не образует на территории Российской Федерации постоянного представительства.

Исходя из вышеизложенного, доход от продажи "ноу-хау" возникает в России и соответственно может облагаться в России, но налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы доходов.

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам от использования авторских прав, лицензий по ставке 20 процентов.

Иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Российской Федерации, в течение года со дня получения дохода подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Согласно 6 разделу Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (в ред. писем Госналогслужбы РФ от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672, от 31.12.97 N ВГ-6-06/928, Приказа МНС РФ от 07.04.2000 N АП-3-06/124) в случае если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации или подлежат налогообложению в Российской Федерации по пониженной ставке, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога от источника по форме, указанной в Приложении N 11 к Инструкции ГНС РФ от 16.06.95 N 34 (форма 1013 DT).

Налоговый орган в двухнедельный срок рассматривает заявление и в случае соответствия указанных в нем сведений положениям конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения дает разрешение на неудержание налога у источника выплаты.

В этих случаях лица, выплачивающие доходы такому иностранному юридическому лицу, представляют в налоговый орган информацию о суммах выплаченных доходов в соответствии с п. 5.3 указанной Инструкции без заполнения сведений о суммах удержанных налогов.

Для возврата излишне уплаченных сумм налога иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение дохода, представляет в органы Государственной налоговой службы Российской Федерации заявление по форме, приведенной в Приложении N 9 к указанной Инструкции (форма 1011DT), с официальным подтверждением факта постоянного местопребывания данного лица в стране, с которой имеются действующие межправительственные (межгосударственные) соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные СССР и Российской Федерацией.

При подаче заявления о возврате сумм удержанных налогов налоговый орган по месту постановки на учет лица, выплачивающего доход и удержавшего налог (налогового агента), в установленные сроки рассматривает заявление и осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов иностранному юридическому лицу.

Статьей 78 Налогового Кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата налога, уплаченного в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации по курсу Центрального Банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Кроме самих заявлений, иностранной фирме необходимо представить документы, подтверждающие фактическое право иностранного юридического лица на выплаченный ему доход в течение периода, к которому эти доходы относятся. В качестве таких документов могут рассматриваться договоры (контракты) или аналогичные документы, свидетельствующие о выплаченных доходах. В заявлении в обязательном порядке иностранное юридическое лицо должно указать наименование банка, его полный адрес, номер счета иностранной фирмы, на который должны быть перечислены соответствующие суммы налогов в случае их возврата.

Что касается технической документации, то согласно ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации разработка технической документации по договору подряда относится к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Согласно ст. 769 данного Кодекса научные исследования, проводимые в соответствии с техническим заданием заказчика, разработка образцов новых изделий, конструкторской документации на них или новой технологии производятся на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.

В рамках указанных договоров разработка и изготовление проектной и технической документации является выполнением проектных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом проектная и техническая документация рассматривается как вещественное оформление результата выполненных работ.

При этом в случае если работы по подготовке технической документации осуществлялись иностранным юридическим лицом на территории Японии, то доходы в связи с такой деятельностью не подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Что касается продажи проектов, конструкторских разработок, технической документации без предварительного заказа на их разработку со стороны покупателя, то для разработчика в этом случае такая документация может рассматриваться как объект торговой операции, то есть как товар.

В таком случае прибыль от продажи технической документации российской компании, может рассматриваться как прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным товарообменом и операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), но в том случае, если юридическое лицо по законодательству Российской Федерации становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы Российской Федерации, также не подлежит налогообложению в Российской Федерации.

При этом предварительного освобождения от налогообложения на территории Российской Федерации в данном случае не требуется.


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 августа 2000 г. N 15-08/33363


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 16, 2000 г.



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.