Вопрос: Каков порядок распределения общехозяйственных расходов для целей формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации - профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющей прибыль от нескольких видов деятельности, облагаемых разными ставками налога? ("Московский налоговый курьер", N 1, январь 2001 г.)

Каков порядок распределения общехозяйственных расходов для целей формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации - профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющей прибыль от нескольких видов деятельности, облагаемых разными ставками налога?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 8 сентября 2000 г. N 03-12/43338


В соответствии со ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) сумма налога определяется плательщиками на основании данных бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.

Согласно п. 2.10 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по различным видам деятельности.

При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы у предприятий, осуществляющих виды деятельности, перечисленные в п. 2.9 вышеназванной Инструкции, распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.

Таким образом, при распределении общепроизводственных и общехозяйственных расходов для целей налогообложения следует применять показатель выручки, определенный по правилам ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, пропорционально размеру выручки распределяются для целей налогообложения общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и текущий ремонт, командировочные расходы и т.п.) и только теми предприятиями, которые занимаются видами деятельности, перечисленными в п. 2.9 Инструкции.

Следовательно, необходимым условием распределения для целей налогообложения общехозяйственных расходов по видам деятельности с последующим включением в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) является выполнение предприятием нескольких видов деятельности, перечисленных в п. 2.9 Инструкции, облагаемых разными ставками налога на прибыль.

Предприятия, осуществляющие различные виды деятельности, которые облагаются налогом на прибыль по одной ставке, могут распределять для целей формирования налогооблагаемой базы в соответствии с правилами бухгалтерского учета общехозяйственные расходы в порядке, определяемом ими самостоятельно (например, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и т.п.). Данный порядок закрепляется в учетной политике предприятия.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Предприятия, перешедшие на ежемесячную уплату налога исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц, исчисление фактической суммы налога производят на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

При этом согласно ст. 14 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что организация должна составлять месячную и квартальную отчетность, которая является промежуточной. Таким образом, организация должна ежемесячно определять собственные обороты и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, в зависимости от выбранного способа учета общехозяйственных расходов организация должна производить их ежемесячное распределение.

Учитывая вышеизложенное, предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности, ставки налога на прибыль по которым различны, распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов для целей налогообложения производит ежемесячно пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки нарастающим итогом с начала года.


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


8 сентября 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 1, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.