Финансовый анализ в малом бизнесе (Л. Филобокова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2001 г.)

Финансовый анализ в малом бизнесе


Малый бизнес, обладая определенными преимуществами перед крупным и средним бизнесом (способность быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, небольшие потребности в источниках финансирования, упрощенная система организации управления, в том числе бухгалтерского учета и формирования отчетности, и др.), проигрывает им из-за ограниченного доступа на финансовый и денежный рынки, а также из-за отсутствия достаточного информационного обеспечения, позволяющего сделать вывод о реальных возможностях малого предприятия.

Информационное обеспечение внешнего финансового анализа ограничивается, как правило, рамками бухгалтерской отчетности. Состав и содержание бухгалтерской отчетности определены ст.13 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г.) и детализированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном приказом Минфина России от 6.07.99 г. N 43н, приказе Минфина России от 13.01.2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", а применительно к субъектам малого бизнеса - в форме N 1 "Бухгалтерский баланс", форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Аудиторское заключение необходимо в том случае, если предприятие подлежит обязательному аудиту согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7.12.94 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". При необходимости субъекты малого предпринимательства оформляют формы N 3 "Отчет о движении капитала", N 4 "Отчет о движении денежных средств", N 5 "Приложение к балансу".

Финансовый анализ включает: анализ оборотного капитала; оценку потребности в авансированном капитале; анализ потребности в собственном капитале; анализ цены и структуры капитала; анализ обоснованности политики распределения и использования прибыли; анализ целесообразности инвестиций; анализ предпринимательского и финансового риска; рейтинговую оценку финансового положения предприятия и др.

Серьезной проблемой, с которой сталкивается финансовый аналитик или менеджер, является проблема адаптации процедур анализа к имеющемуся информационному обеспечению без ущерба качеству управленческих решений. Особенно затруднительны процедуры анализа из-за ограниченности информации о движении денежных средств, цене и структуре капитала, финансовом состоянии предприятия и его местоположении во внешней среде.

Выполняя процедуры анализа движения денежных средств, аналитик располагает только данными об остатках денежных средств и их эквивалентов на дату формирования бухгалтерского баланса. Получение информации о "качестве" денежных потоков (обычно отражаемой в форме N 4 "Отчет о движении денежных средств") у субъектов малого предпринимательства весьма затруднительно. В связи с этим большое значение имеет изучение движения денежных средств косвенным методом, позволяющим установить разрыв между чистой прибылью и потоком денежных средств. Техника аналитических процедур позволяет получить при этом дополнительный блок информации о направлениях денежных потоков в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Конечно, такие процедуры достаточно затруднительны, но внешние пользователи финансовой отчетности, как правило, обладают необходимыми навыками анализа, а при необходимости могут воспользоваться услугами специализированных консалтинговых или аудиторских фирм.

Анализ цены и структуры капитала предполагает сложные расчеты и наличие достаточной информации о цене источников, формирующих хозяйственные средства предприятия. Проведение расчетов, связанных с исчислением стоимости единицы капитала, полученного из конкретного источника, в малом бизнесе - процесс сложный. Иногда точное исчисление в принципе невозможно даже в рамках "большого" и "среднего" бизнеса, но даже приблизительная информация о цене капитала предприятия важна для оценки эффективности инвестиционной политики предприятия.

Структура источников капитала в малом бизнесе представлена теми же элементами, что и в "большом" и "среднем" бизнесе - собственным и заемным капиталом. Собственный капитал состоит из акционерного (или складочного) капитала и отложенной прибыли. Средства целевого финансирования и поступлений у малых предприятий, как правило, незначительны, если вообще имеют место в составе источников формирования средств. Для определения цены капитала на малом предприятии достаточно разделить его источники на две группы - собственный и заемный.

Учитывая, что получение долгосрочных ссуд банка для малого предприятия практически нереально, определить цену этого источника капитала можно только по краткосрочным ссудам и займам на уровне ставок процентов за пользование кредитными ресурсами в регионе функционирования малого предприятия. При этом необходимо провести корректировку на возможность отнесения сумм по процентам на себестоимость.

Цена такого источника, как собственный капитал, может быть определена на уровне дивидендов (доходов), приходящихся на рыночную цену акций (или оплаченный складочный капитал).

Цена капитала субъекта малого предпринимательства отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по средней арифметической взвешенной. Предложенная методика несколько упрощена, но наличие результатов, полученных даже по упрощенной схеме, имеет для малого предприятия большую ценность (лучше несовершенное управление, чем его отсутствие).

Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий - достаточно трудоемкая система исследований, но она позволяет получить заинтересованным участникам хозяйственных отношений объективную и достоверную информацию о местоположении предприятия во внешней среде его функционирования, равно как и предприятию определить свою конкурентоспособность.

Широко используемый метод балльной оценки должен быть модифицирован для малого бизнеса. Так, при расчете интегрального показателя по методу сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия отбираются наиболее информативные и доступные для малого предприятия показатели прибыльности, эффективности управления, деловой активности, ликвидности и рыночной устойчивости. Информация, содержащаяся в форме N 1 "Бухгалтерский баланс" и форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", позволит подготовить расчеты локальных показателей с последующим их интегрированием. Весовые значения локальных коэффициентов, участвующих в расчетах, формируются экспертным путем в условиях функционирования малых предприятий.


Л. Филобокова,

к.э.н., Южно-Сахалинский филиал ДВГАЭУ


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.