Валютное законодательство:
процесс либерализации пошел...
5 июля вступили в силу изменения и дополнения в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенные Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ. Эти изменения являются наиболее значительными из всех внесенных в Закон ранее, поскольку направлены на снятие неэффективных ограничений в данной сфере и либерализацию регулирования валютной деятельности. Причем следует добавить, что на этом процесс либерализации не заканчивается и уже в октябре планируется внести в Правительство РФ проект новой редакции Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". А пока остановимся на основных из внесенных в действующий Закон изменениях.
Уточнены понятия ценных бумаг, номинированных в в российской и иностранной валюте (п.2 ст.1, п.4 "б" ст.1 Закона)
Ценные бумаги являются объектом гражданских прав, и определение этого понятия содержится в ГК РФ. Ранее действующая редакция Закона относила к ценным бумагам аккредитивы, что было некорректно, поскольку гражданское законодательство относит аккредитивы не к ценным бумагам, а к формам безналичных расчетов (гл.46 ГК РФ). В новой редакции это несоответствие устранено.
Значительно расширен перечень переводов неторгового характера, осуществляемых без специального разрешения (п.9 "г" ст.1 Закона)
В зависимости от цели платежа все валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Так, для текущих валютных операций не предусмотрено ограничений, то есть для их совершения не требуется специальных разрешений ЦБ России.
К таким операциям относятся и переводы неторгового характера.
До внесения изменений в перечень переводов неторгового характера возникало много вопросов о критерии отнесения тех или иных операций к разряду неторговых, поскольку Закон в качестве таковых предусматривал только переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства и оставлял данный перечень открытым. Поэтому приходилось обращаться к перечням неторговых операций, содержащихся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств.
Теперь Закон однозначно разрешает осуществлять целый ряд переводов без обращения в ЦБ России. В новой редакции перечень переводов неторгового характера также является открытым, но при этом четко определено, что иные валютные операции, относящиеся к данной категории, будут устанавливаться Правительством РФ.
Введено новое понятие - свободно конвертируемая валюта (п.12 ст.1 Закона)
Необходимость введения данного понятия обусловлена тем, что резидентам в ряде случаев предоставлено право открывать счета в банках за пределами территории РФ в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой.
При этом Закон предоставляет ЦБ России право осуществлять отнесение иностранной валюты к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой.
Определен момент, с которого отсчитывается срок платежа (п.13 ст.1 Закона)
Урегулирован вопрос, что отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ. Этот момент является принципиальным для отсчета срока репатриации валютной выручки по некоторым операциям, связанным с движением капитала (п.2 ст.6 Закона).
Определение срока валютной операции по факту вывоза товара (а не с момента перехода права собственности на него) очень важно для единообразного регулирования. Поскольку момент перехода права собственности может определяться по общему правилу передачей вещи либо определяться договором.
Порядок подтверждения таможенными органами даты фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации определен распоряжением ГТК России от 24 мая 1999 г. N 01-14/615 (зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1999 г. N 1811) в редакции распоряжения ГТК России от 27 декабря 1999 г. N 01-14/1446 (зарегистрировано в Минюсте России 19 января 2000 г. N 2055).
В соответствии с положениями Инструкции в учетных карточках таможенно-банковского контроля предусмотрено указание даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации (строка "Дата вывоза экспортируемых товаров").
Резидентам предоставлено право иметь счета за рубежом в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой (п.2 ст.5 Закона)
Такие счета должны использоваться для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами - гражданами РФ, осуществляемых в соответствии с этими договорами.
Перечень иностранных государств и их валют, в которых резиденты могут открывать указанные счета, должен быть разработан ЦБ России в месячный срок со дня вступления Закона в силу. При этом следует иметь в виду, что этот перечень будет исчерпывающим (ст.2 Закона).
Закон также уполномочивает ЦБ России устанавливать порядок открытия указанных счетов и предоставления информации о них.
Предполагается, что такие счета могут открываться без получения лицензии ЦБ России, но с уведомлением его об их открытии, то есть порядок открытия счетов будет не разрешительный, а уведомительный.
Кроме того, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии указанных счетов на основании указанных выше договоров и ежемесячно перед ними отчитываться о движении денежных средств на этих счетах (с приложением банковских выписок по таким счетам).
Сняты ограничения с некоторых валютных операций, связанных с движением капитала (п.2 ст.6 Закона)
Теперь четыре вида операций, связанных с движением капитала, могут осуществляться в режиме текущих валютных операций, то есть без разрешения ЦБ России. Вместе с тем при их совершении должны быть соблюдены определенные условия:
Валютные операции | Условия |
Расчеты за экспорт товаров по меж- дународным договорам поставки ма- шинно-технической продукции с дли- тельным циклом производства (раз- (разделы XVI, XVII, XIX Товарной |
Срок возврата валютной выручки - три года с даты фактического пере- сечения этими товарами таможенной границы РФ |
Расчеты за производимые резидентами за пределами территории РФ строи- тельные и подрядные работы |
Срок возврата валютной выручки не должен превышать пяти лет с даты заключения договора |
Расчеты, связанные со взносами и и выплатами по страхованию и пе- рестрахованию |
Срок возврата страховых премий - не более пяти лет с даты заключения договора |
Переводы физического лица - рези- дента из России и в Россию для приобретения и реализации ценных бумаг |
Сумма перевода не должна превышать 75 тысяч долларов в течение кален- дарного года и в течение 10 рабочих рабочих дней с даты осуществления перевода должен быть уведомлен на- логовый орган по месту учета физи- ческого лица. Эта обязанность воз- лагается как на уполномоченный банк, через который был совершен перевод, так и на физическое лицо |
Согласно ст.5 Таможенного кодекса РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом РФ.
Пример
Производится вывоз товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ с условием возврата валютной выручки от их реализации в течение не более трех лет.
Ситуация 1. Товары приняты к таможенному оформлению до 5 июля 2001 г.
Требуется получение разрешения на отсрочку платежа на срок свыше 90 календарных дней, выдаваемого ЦБ России либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и представление его при таможенном оформлении.
Ситуация 2. Товары приняты к таможенному оформлению с 5 июля 2001 г. (включительно).
На данную операцию распространяется норма Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Следует иметь в виду, что в отношении товаров, расчеты по которым разрешается осуществлять в течение трех лет, таможенные органы будут обращать особое внимание на соответствие описания товара (графа 31 ГТД) представленным при таможенном оформлении документам. Не исключено проведение таможенного досмотра в порядке, установленном приказом ГТК России от 16 мая 2001 г. N 442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля". Определен срок для выдачи ЦБ России лицензий (ст.61 Закона)
Любое разрешение теперь должно выдаваться в течение двух месяцев с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения. Ранее документами Банка России определялись различные сроки для выдачи разрешений.
Так, Приказом ЦБ России от 19 августа 1999 г. N ОД-320 "О порядке подписания разрешений (лицензий), выдача которых в соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится к компетенции Банка России" установлен срок рассмотрения обращения резидентов за разрешением (лицензией) на осуществление капитальной операции - 30 календарных дней со дня поступления в Банк России полного комплекта запрашиваемых документов.
В отношении ряда капитальных операций ЦБ России были установлены специальные сроки. Так, Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, от 20 июля 1999 г. N 82-П предусматривает порядок рассмотрения обращений резидентов, которые собираются осуществлять инвестиционные операции, при этом предельный срок рассмотрения документов не должен превышать трех месяцев.
В соответствии с новой редакцией Закона орган валютного контроля должен выдать соответствующее разрешение либо представить мотивированный отказ не позднее двух месяцев с даты подачи резидентом заявления о выдаче.
Ситуация. Резидентом представлены не все документы, необходимые для принятия органом валютного контроля решения о выдаче разрешения.
Поскольку в Законе не оговорено иное, представляется, что двухмесячный срок распространяется и на данный случай. Поэтому Закон возлагает обязанность на орган валютного контроля запросить у резидента недостающие документы в месячный срок с даты подачи им заявления, а на резидента - представить требуемые документы не позднее 10 дней с даты получения запроса.
Уточнены полномочия органов валютного контроля (ст.11 Закона)
Законом сохранена действующая двухуровневая система валютного контроля: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом уточнено распределение полномочий органов валютного контроля.
Ранее Закон относил к органам валютного контроля лишь Банк России и Правительство РФ. На практике же функции органа валютного контроля, возложенные на Правительство РФ, выполнялись Федеральной службой по валютному и экспортному контролю России. В настоящее время согласно п.1 и 2 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" данная служба упразднена с передачей функций Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития и торговли РФ.
Поскольку действующие законодательные акты не называли ВЭК органом валютного контроля, в практике арбитражных судов нередко возникали вопросы о правомочиях ВЭК. Вместе с тем, как свидетельствовала судебно-арбитражная практика, при рассмотрении исков о признании недействительными решений ВЭК или ее региональных центров суды отказывали в удовлетворении таких исков, если в их обоснование приводились доводы об отсутствии у ВЭК компетенции для осуществления валютного контроля (Обзор практики разрешения арбитражными судами законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, доведенный Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 31 мая 2000 г. N 52).
Поэтому в новой редакции уточнено, что органом валютного контроля является не Правительство РФ, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Как уже указывалось, перечень органов валютного контроля, предусмотренный Законом, был исчерпывающий. Однако без внесения изменений в Закон этот перечень был фактически дополнен ст.198 ТК РФ путем включения в него Государственного таможенного комитета РФ. На основании п.14 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" статус органа валютного контроля предоставлен также Министерству РФ по налогам и сборам. Соответственно справедливым является отнесение Законом от 31 мая 2001 г. к органам валютного контроля иных федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, установленной федеральными законами.
Положения Закона, определяющие агентов валютного контроля (п.3 ст.11), претерпели незначительные редакционные изменения. Как и в предыдущей редакции, в качестве агентов валютного контроля непосредственно указаны только уполномоченные банки. Кроме того, ими могут быть организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством РФ. Соответственно агентами валютного контроля являются также органы налоговой полиции и таможенные органы.
Отменен бесспорный порядок взыскания штрафов и других санкций с юридических лиц за нарушение валютного законодательства (п.4 ст.14 Закона)
Ранее Закон наделял органы валютного контроля полномочиями бесспорного взыскания санкций с юридических лиц. Вопрос о конституционности данной нормы неоднократно рассматривался.
Конституционный Суд РФ в определении от 4 марта 1999 г. N 50-О указал, что при наличии валютного правонарушения орган валютного контроля на основании п.4 ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение может быть в установленном порядке обжаловано в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица.
Исходя из этого Конституционный Суд РФ определил, что положение о бесспорном порядке взыскания с юридических лиц без их согласия сумм штрафов и иных санкций, упомянутых в ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", не может применяться судами, другими органами и должностными лицами, что является для всех обязательным и впредь до отмены п.4 данной статьи исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения о наложении санкций за нарушение валютного законодательства, организациям одновременно приходилось заявлять ходатайство о запрещении взыскания. При этом суды нередко отказывали в удовлетворении ходатайства, ссылаясь на отсутствие оснований, при которых ст.75 АПК РФ допускает принятие мер по обеспечению иска.
В соответствии с новой редакцией п.4 ст.14 Закона при возникновении спора взыскание санкций приостанавливается.
Пример
В отношении организации органом валютного контроля вынесено постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства и предписание об устранении этого нарушения.
Ситуация 1. Организация обжаловала постановление и предписание в вышестоящий орган валютного контроля или в суд. Срок, установленный для подачи жалобы - 10 дней со дня их вручения, - соблюден.
Обжалование постановления и предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к рассмотрению. Если жалоба удовлетворена, санкции соответственно не взыскиваются. Если жалоба оставлена без удовлетворения, в течение 15 дней с этого момента взыскиваемые суммы должны быть уплачены организацией добровольно либо взысканы бесспорно.
Ситуация 2. Организация не обжалует постановление о применении санкций. И в течение 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу не уплачивает взыскиваемые суммы.
По истечении указанных 30 дней взыскание происходит без применения судебной процедуры, то есть в бесспорном порядке.
Е. Перминова,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 31, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.