Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.
судей: Назаренко Т.Н., Руденко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ЦРБ" ЦуриковаВ.И. на решение Ершичского районного суда Смоленской области от 25 ноября 2010 года,
УСТАНОВИЛА:
Симонов В.В. обратился в суд с иском к МУЗ "Ершичская НРБ" о взыскании недополученного должностного оклада за период с(дата) по(дата) , указав, что приказом от(дата) принят на работу в МУЗ ЦРБ" в качестве врача хирурга; в настоящее время должностной оклад составляет(...) руб. Фактически за период с(дата) по(дата) истец получил(...) руб. оклад -(...) руб. (ежемесячный оклад -(...) руб. Разница между фактически полученным окладом за указанный период составила(...) руб. .; ежемесячная разница между окладами составила(...) руб. . За период с(дата) по(дата) истец получил(...) руб. ., оклад -(...). руб. (ежемесячный оклад-(...) руб. разница между фактически полученным окладом за данный период составила(...) руб. . Считает, что размер должностного оклада зам.глав.врача не соответствует действующему законодательству, поскольку должен быть на 10-30 % ниже оклада руководителя. Просил взыскать с МУЗ ЦРБ" недополученный должностной оклад в размере(...) руб. ., проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с(дата) по(дата) , что составляет(...) руб. . Уточнив требования, просил взыскать с МУЗ ЦРБ" проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки со дня подачи искового заявления и до реального погашения долга. В суде Симонов В.В. и его представитель адвокат Василенко И.Ю. требования поддержали.
Представитель ответчика МУЗ ЦРБ" Цуриков В.И. требования не признал, указав, что согласно ст. 144 ТК РФ система оплаты труда устанавливается в муниципальных учреждениях коллективными договорами, локальными нормативными актами и другими нормативными актами РФ. Введение новой системы оплата труда может определяться как локальным актом, так и условиями коллективного договора. При установлении новый системы оплаты труда ни один из законодательных актов, актов местного самоуправления нарушен не был. При составлении Положения об оплате труда не принимались во внимание Единые рекомендации, так как они не носят обязательный характер и не обязательны к применению при переходе на новую оплату труда. Просил применить к требованиям истца срок исковой давности, так как Симонов В.В. с(дата) знал о нарушениях своих прав, однако, в суд обратился только(дата) .
Представитель Администрации Иванова Т.А. требования не признала, считая, что должностной оклад истцу установлен согласно действующему законодательству.
Решением Ершичского районного суда Смоленской области от 25 ноября 2010 г. требования Симонова В.В. удовлетворены. Суд взыскал с МУЗ ЦРБ" в пользу Симонова В.В. недополученный должностной оклад с(дата) по(дата) в сумме(...) руб. .; на сумму(...) руб. проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с(дата) по(дата) за каждый день просрочки; денежная компенсация в размере(...) руб. . На сумму(...) руб. с МУЗ ЦРБ" в пользу Симонова В.В. взысканы проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 17(дата) и до реального исполнения настоящего решения. С МУЗ ЦРБ" взыскана государственная пошлина в размере(...) руб.
В кассационной жалобе представитель МУЗ ЦРБ" Цуриков В.И. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением и неправильным толкованием норм материального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд, в нарушение ст.392 ТК РФ, не применил к истцу срок исковой давности, поскольку последний узнал о размере должностного оклада только в(дата)
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения Симонова В.В., его представителя Василенко И.Ю., представителя МУЗ ЦРБ" Цурикова В.И., проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты груда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные Рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 145 ч. 1 ТК РФ, оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых и соответствующих бюджетов, на 2009 год (далее Рекомендации), утверждённых решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений от 10 декабря 2008 года, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом настоящих Рекомендаций.
Пунктом "д" ст. 18 указанных Рекомендаций установлено, что при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом VI настоящих Рекомендаций для федеральных государственных учреждений. Основными из них являются, в том числе, установление размеров должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а их заместителей и главных бухгалтеров - в размере на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Ст. ст. 16 и 17 п. "е" Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год, утверждённых решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений от 4 декабря 2009 года, содержат аналогичные нормы с Рекомендациями на 2009 год.
Согласно п. 8 Положения об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, утверждённого постановлением МО от(дата) г. NN, должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей учреждений.
Согласно тарификационных списков руководителей МУЗ ЦРБ" по состоянию на(дата) должностной оклад главного врача, с учётом средней заработной платы основного персонала ((...) рубля), коэффициента кратности средней заработной платы (2) и коэффициента масштаба управления (1,2), составляет 30 537 руб. 60 коп., а должностной оклад заместителя главного врача установлен на 10% ниже должностного оклада главного врача без учёта коэффициента кратности средней заработной платы основного персонала и коэффициента масштаба управления и составляет 11 451 руб. 60 коп.
Согласно тарификационных списков руководителей МУЗ "Ершичская ЦРБ" по состоянию на(дата) должностной оклад главного врача, с учётом средней заработной платы основного персонала ((...) рублей), коэффициента кратности средней заработной платы (2) и коэффициента масштаба управления (1,2), составляет(...) руб., а должностной оклад заместителя главного врача установлен на 10% ниже должностного оклада главного врача без учёта коэффициента кратности средней заработной платы основного персонала и коэффициента масштаба управления и составляет(...) руб. 50 коп.
Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом
Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
На основании ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Как усматривается из материалов дела,(дата) истец приказомN от(дата) , назначен на должность заместителя главного врача по лечебной работе, в которой состоит по настоящее время. Выборочной проверкой правильности начисления заработной платы установлено, что фактическая заработная плата заместителя главного врача и главного бухгалтера начисляются от средней заработной платы врачей-специалистов, рассчитанной в соответствии с Постановлением Администрации от(дата)N, что не соответствует Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2009 г,, утверждённым решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от(дата) протоколN.
Пункты 2.1.1. и 2.1.2. Положения об отраслевой системе оплаты труда, утверждённого главным врачом, содержат несоответствие в части формулировки по установлению должностного оклада заместителя главного врача и главного бухгалтера.
Проанализировав представленные материалы, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении требований истца, взыскав с Ершичской ЦРБ в пользу Симонова В.В. недополученный должностной оклад в размере(...) руб. . и проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, со дня подачи искового заявления и до реального погашения долга,
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции. Как видно из материалов дела, Смоленским областным фондом обязательного медицинского страхования в(дата) проводилась проверка МУЗ ЦРБ". Проверкой установлено, что должностной оклад заместителя главного врача МУЗ ЦРБ" установлен с нарушением методических рекомендаций. Должностной оклад заместителя главного врача, согласно методических рекомендаций, должен устанавливаться на 10 - 30% ниже должностного оклада главного врача, исходя из средней заработной платы основного персонала, включая в себя коэффициент кратности средней заработной платы и коэффициент масштаба управления. В данном лечебном учреждении должностной оклад заместителю главного врача установлен на 10% ниже должностного оклада главного врача без учёта коэффициента кратности средней заработной платы работников, которые относятся к основному персоналу и без учёта коэффициента масштаба управления.Данный район единственный в области, где заместителю главного врача установлен должностной оклад в таком порядке. В тексте самих рекомендаций и ст.135 ТК РФ прямо указано, что они учитываются органами местного самоуправления при определении финансирования учреждений здравоохранения
Таким образом, выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.
Посчитав, что спорное правоотношение носит длящийся характер, суд первой инстанции не выяснил, в какой период истец узнал о нарушении своего права, тем самым неверно истолковал ч.1 ст.392 ТК РФ, указав, что Симонов В.В. узнал о нарушении своего права летом 2010 г.
Между тем, как следует из материалов дела, согласно ответу на запрос Главного врача МУЗ ЦРБ" на имя прокурора Ершичского района, истец обращался в прокуратуру Ершичского района 16 марта 2009 года по вопросам нарушения трудового законодательства;(дата) истцу был дан ответ об отсутствии необходимости принятия мер прокурорского реагирования ввиду не установления нарушений действующего законодательства. Симоновым В.В. данное решение в судебном порядке в 2009 г. не обжаловалось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п.п. 1, 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку нарушения, допущенные судом, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ершичского районного суда Смоленской области от 25 ноября 2010 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.