Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.
судей областного суда Никитиной А.И., Раковского В.В.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Ильматовой Б.М. к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области на решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 16 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., прокурора Трофимова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу - подлежащей отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Ильматовой Б.М. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО Адамовский район Оренбургской области, указав, что Ильматова Б.М. является квалифицированным *** работником и с *** года по настоящее время работает в ***15 в должности ***. Все это время она проживает в селе ***.
За период *** за теплоснабжение ею было уплачено ***, за электроэнергию - *** За указанный период на основании решения Совета депутатов МО ***16 *** от *** "О внесении изменений в решение Совета депутатов Адамовского района от *** *** "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории ***" ей выплачена компенсация расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение, размер которой составил ***.
Просил суд взыскать с администрации МО Адамовский район Оренбургской области в пользу Ильматовой Б.М. некомпенсированные расходы по оплате освещения и отопления за период с *** по *** *** за счет средств местного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Оренбургской области Заморина Ю.А. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Истица Ильматова Б.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО Адамовский район Команова И.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МУЗ "Адамовская ЦРБ" Заикин В.П., действующий на основании доверенности *** от ***, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 16 февраля 2012 года исковые требования прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Ильматовой Б.М. удовлетворены частично. Судом постановлено взыскать с администрации МО Адамовский район Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу Ильматовой Б.М. в счёт возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с *** по *** в размере ***
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО Адамовский район Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года.
Однако статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 г. N383-0-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004г. N122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсирующего характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Аналогичное положение содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года N 136-О-П.
Конституционно - правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, то есть не только на постановления, но и на определения и заключения.
Из материалов дела следует, что ***17 (после заключения брака Ильматова) Б.М. с *** и по настоящее время работает в МУЗ "Адамовская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Адамовская ЦРБ") в должности ***, является работником здравоохранения МУЗ "Адамовская ЦРБ", что подтверждается копией трудовой книжки Ильматовой Б.М.
Из копии диплома ***, выданного *** следует, что Ильматова Б.М. в *** году окончила ***18 по специальности *** ей присвоена квалификация ***
Из справок администрации МО Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области от *** и *** следует, что Ильматова Б.М. зарегистрирована и проживает по адресу: *** совместно с членами семьи - мужем ***10 и дочерью ***11
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района, наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Решением Совета депутатов Муниципального образования Адамовский район Оренбургской области N 65 от 29.12.2004 г., "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района ", установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района, в том числе и среднему медицинскому персоналу, выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме 120 руб. Решением Совета депутатов Муниципального образования Адамовский район Оренбургской области *** от ***, размер компенсации был увеличен до 155 рублей в месяц.
Судом установлено, что Ильматова Б.М. за период с *** по *** самостоятельно оплачивала счета по оплате за электроэнергию и отопление в соответствии с показаниями приборов учета поставляемых газа и электроэнергии. МУЗ "Адамовская ЦРБ" за счет средств местного бюджета производила возмещение расходов истицы в пределах 155 руб. в месяц. Всего за данный период выплачено в возмещение расходов *** руб.
Таким образом, Ильматова Б.М., работая зубным врачом и проживая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Размер произведенной выплаты Ильматовой Б.М. в сумме 155 руб. ежемесячно по сравнению с фактическими затратами незначителен, а согласно правовой позиции Конституционного Суда, отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем уменьшаться не должен.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
По ходатайству представителя ответчика Комановой И.В. суд применил срок исковой давности в части взыскания расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с *** по ***, с чем судебная коллегия также соглашается.
Исковое заявление поступило в суд ***, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Адамовского районного суда.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности.
Причин уважительности пропуска срока исковой давности суду не представлено, в связи с чем суд правомерно применил срок исковой давности в части требований за период с *** по ***.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу о взыскании с ответчика администрации МО Адамовский район Оренбургской области в пользу истицы фактически понесенных ею расходов на отопление, освещение с учетом ранее выплаченных сумм за период с *** по *** в размере ***.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО Адамовский район Оренбургской области о том, что у органов местного самоуправления нет обязательств по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения в полном объеме являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отклонены судом как не основанные на законе и не подтвержденные доказательствами. Новых доводов, опровергающих вывод суда, апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционной жалобе администрация Адамовского района Оренбургской области не приводит доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.