Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
судей областного суда Кисловой Е.А., Ярыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре Антонове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области на решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Федорова Ю.Н. к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Адамовского района Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах Федорова Ю.Н. к администрации МО Адамовский район о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 01 ноября 2011 года в размере *** руб. В обоснование требований указал, что Федоров Ю.Н. с 1988 года и по настоящее время является работником здравоохранения - *** МУЗ "Адамовская ЦРБ", проживает в сельской местности и пользовался до 01.01.2005 года льготами по 100 % оплате жилья, связанными с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ 22.07.1993 г. N 5487-1.
За период с 01 ноября 2008 года по 01 ноября 2011 года Федоровым Ю.Н. в счет оплаты освещения было уплачено *** руб., за отопление было уплачено *** руб. В общей сложности Федоровым Ю.Н. на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено *** руб. За указанный период времени компенсация данных затрат составляет *** руб.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 года N 5-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 года N 947-О-П, прокурор просил взыскать с администрации МО Адамовский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Федорова Ю.Н. за период с 01 ноября 2008 года по 01 ноября 2011 года расходы по оплате отопления и освещения в сумме *** руб.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Оренбургской области Заморина Ю.А. поддержала иск.
Федоров Ю.Н. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МО Адамовский район Оренбургской области Команова И.В. иск не признала. Просила применить срок исковой давности в части взыскания расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Представитель третьего лица МУЗ "Адамовская ЦРБ" Заикин В.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2012 года иск прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Федорова Ю.Н. к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, удовлетворен частично. Взысканы с администрации МО Адамовский район Оренбургской области в пользу Федорова Ю.Н. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2009 года по 31 октября 2011 года в сумме *** руб., в остальной части иска - отказано.
В апелляционной жалобе администрация МО Адамовский район Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В представленных возражениях Федоров Ю.Н. и прокурор Адамовского района Оренбургской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., мнение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей решение законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года.
Однако статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. N 383-0-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004г. N122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то сеть в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсирующего характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Аналогичное положение содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года N 136-О-П.
Конституционно - правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, то есть не только на постановления, но и на определения и заключения.
Из материалов дела следует, что Федоров Ю.Н. в 1987 году окончил Оренбургский государственный медицинский институт по специальности "лечебное дело", ему присвоена квалификация "врач".
С 01.08.1988 года и по настоящее время Федоров Ю.Н. работает ***, является работником здравоохранения МУЗ "Адамовская ЦРБ".
Согласно справок администрации МО Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области от 25.01.2012 года, Федоров Ю.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: ***, *** совместно с членами семьи - женой Ф.М. и сыном Ф.А.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района, наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области N 65 от 29.12.2004 г., "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района", установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Адамовского района, в том числе и среднему медицинскому персоналу, выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме *** руб. Решением Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области N 64 от 24 ноября 2006 года размер компенсации был увеличен до *** рублей в месяц.
Судом установлено, что Федоров Ю.Н. в период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2011 года самостоятельно оплачивал счета за электроэнергию и отопление в соответствии с показаниями приборов учета поставляемых газа и электроэнергии. МУЗ "Адамовская ЦРБ" за счет средств местного бюджета производила возмещение расходов истца в пределах *** руб. в месяц. Всего за данный период выплачено в возмещение расходов *** руб.
Таким образом, Федоров Ю.Н., являясь работником здравоохранения - *** и проживая в сельской местности, пользовался правом на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Размер произведенной выплаты Федорову Ю.Н. в сумме *** руб. ежемесячно по сравнению с фактическими затратами незначителен, а согласно правовой позиции Конституционного Суда, отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем уменьшаться не должен.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
По ходатайству представителя ответчика суд применил срок исковой давности в части взыскания расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2008 года по 31 декабря 2008 года, с чем судебная коллегия также соглашается.
Исковое заявление поступило в суд 30 января 2012 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Адамовского районного суда.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности.
Причин уважительности пропуска срока исковой давности суду не представлено, в связи с чем, суд правомерно применил срок исковой давности в части требований за период с 01 ноября 2008 года по 31 декабря 2008 года.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу о взыскании с ответчика администрации МО Адамовский район Оренбургской области в пользу истца фактически понесенных им расходов на отопление, освещение с учетом ранее выплаченных сумм за период с 01 января 2009 года по 31 октября 2011 года в сумме *** руб.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО Адамовский район Оренбургской области о том, что у органов местного самоуправления нет обязательств по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения в полном объеме являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отклонены судом, как не основанные на законе и не подтвержденные доказательствами. Новых доводов, опровергающих вывод суда, апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из вышеизложенного, и, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе администрация Адамовского района Оренбургской области не приводит доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.