Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Кравцовой Г.В., Фроловой И.М.,
при секретаре Атамамедовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой И.М. "03" мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Андреенко Михаила Ивановича на решение Суражского районного суда Брянской области от "11" марта 2012 года по заявлению Андреенко Михаила Ивановича к ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" об оспаривании незаконных действий ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" по отказу в выплате пособия по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время и оформлении на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Андреенко М.И. обратился в Суражский районный суд Брянской области с заявлением к ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" об оспаривании незаконных действий ГКУ "Центр занятости населения Суражского района", выразившихся в отказе выплаты пособия по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время и оформлении на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, указывая, что 11 января 2012 года он обратился к директору ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" с заявлением о выплате ему пособия по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время и направлении на досрочную пенсию.
Директором ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" от 30.01.2012 г. N30 ему было отказано, в связи с тем, что достаточных оснований для предложения Андреенко М.И. досрочной пенсии не имеется и служба занятости населения продолжит работу по содействию ему в трудоустройстве с учетом имеющейся профессиональной квалификации и состояния здоровья.
С отказом ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" заявитель Андреенко М.И. в выплате пособия по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время и оформлении на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости не согласился, в связи с тем, что нарушены его права на получение среднемесячного заработка и на досрочный выход на пенсию.
Заявитель просил суд обязать ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" выплатить ему пособие по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время и оформить на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.
Решением Суражского районного суда Брянской области от "11" марта 2012 года в удовлетворении заявления Андреенко М.И. было отказано.
На вышеуказанное решение Андреенко М.И. принесена апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение Суражского районного суда Брянской области от "11" марта 2012 года, как незаконное и необоснованное.
Директором ГКУ " Центр занятости населения Суражского района" были принесены возражения на апелляционную жалобу Андреенко М.И., в которых она указывает, что апелляционная жалоба Андреенко М.И. необоснованна.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Фроловой И.М., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 11 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Андреенко М.И. в период с 20.12.2010 г. по 20.01.2011 г. по трудовому договору осуществлял трудовую деятельность в "данные изъяты"
20.01.2011 г. трудовой договор с заявителем был расторгнут по п.5 ст.81 ТК РФ / за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей/.
12.04.2011 г. Андреенко М.И. был восстановлен на работе в должности водителя, а 18.04.2011 г был уволен по ст. 81 п. 2 ТК РФ (сокращение численности или штата работников.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2011 года Андреенко М.И. в соответствии с приказом от 28.04.2011 года был признан ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" безработным.
С 19 июля 2011 года заявителю было назначено пособие по безработице на 6 месяцев - с 19.07.2011 г. по 18.01.2012 г..
Согласно п. 2 ст. 30 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 N 812 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год" минимальная величина пособия по безработице на 2011 год установлена в размере 850 рублей.
Таким образом, судебная коллегия исключает из мотивировочной части решения суда выводы суда, о том,что на основании записей N N в трудовой книжке, период оплачиваемой работы Андреенко М.И. в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, составляет 5 календарных недель: с 20.12.2010 г. но 20.01.2011 г. (4 недели) и с 12.04.2011 г. по 18.04.2011 г. (1 неделя), в связи с тем, что в период оплачиваемой работы должен включаться также период времени с 21.01.2011 г. по 11 апреля 2011 г., так как решением Суражского районного суда Брянской области от 11 апреля 2011 года Андреенко М.И. был восстановлен на работе в "данные изъяты" в должности водителя и с "данные изъяты" в его пользу был взыскан средний заработок за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты" рублей.
Учитывая, что Андреенко М.И. в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, был уволен по ст. 81 п. 2 ТК РФ, и имел в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а именно 17 недель, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что действиями заинтересованного лица, выразившимися в отказе выплаты пособия по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время, права Андреенко М.И. на выплату пособия по безработице ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" не нарушены.
Решение заинтересованного лица о выплате Андреенко М.И. пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице с 19.07.2011 года принято в соответствии с нормами законодательства, а именно, ч. 2 ст. 30 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина нарушены не были.
Судебная коллегия согласна с выводами суда, что требования заявителя об оспаривании незаконных действий ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" по отказу в выплате пособия по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время и обязании ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" выплатить ему пособие по безработице в размере среднемесячного заработка с 19.07.2011 года по настоящее время удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом, 11.01.2012 г. Андреенко М.И. обратился с заявлением в ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" с просьбой о направлении его на досрочную пенсию, где ему было отказано на основании того что, в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в июне 2011 г. ему выдавалось направление для трудоустройства в ЗАО "Пролетарий" по профессии водитель, однако от предложенного варианта заявитель отказался, ссылаясь на семейные обстоятельства (л.д. 23).
Кроме того,19 мая 2011 года Андреенко М.И. была оказана услуга по профессиональной ориентации в целях выбора профессионального обучения, в ходе которой, ему была доведена информация о профессиях, востребованных на рынке труда и возможности их получения, в частности, о том, что в настоящее время пользуется спросом операторы газовых котельных и будет сформирована группа на обучение, однако данной возможностью заявитель также не воспользовался (л.д. 24).
Судом установлено, что 12.11.2011 г. Андреенко М.И. исполнилось 59 лет, он имеет страховой стаж более 25 лет, а именно, 29 лет 9 месяцев 4 дня, с последнего места работы он был уволен по п.2 ст.81 ТК РФ/ в связи с сокращением численности или штата работников/.
По смыслу ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Таким образом, имея статус безработного, гражданин в любое время должен быть готов приступить к предложенной ему работе.
На основании п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости, при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Согласно п. 1 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к лицам, обозначенным в п. 2 ст. 32 Закона относятся граждане, не достигшие возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющие страховой стаж продолжительностью 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, как следует из диспозиции нормы п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", выдача предложений на оформление досрочной пенсии является правом, а не обязанностью органов службы занятости.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Как пояснила в суде первой инстанции директор ГКУ "ЦЗН Суражского района" Т.В. Устиненко, имеющиеся возможности для трудоустройства заявителя не исчерпаны, и служба занятости населения может продолжить работу по содействию в трудоустройстве Андреенко М.И., с учетом имеющейся профессиональной квалификации и состояния здоровья.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что выводы суда первой инстанции, о том, что на момент рассмотрения дела в суде возможность трудоустройства Андреенко М.И. исчерпана не была, а условия для оформления заявителю досрочной пенсии по старости не были соблюдены, в связи с отказом заявителя от предложенной ему подходящей работы, являются обоснованными и подтверждаются собранными материалами и исследованными доказательствами по делу, которым дана надлежащая оценка.
Кроме того, судебная коллегия также согласна с выводам суда, о законности и обоснованности отказа ГКУ "Центр занятости населения Суражского района" в оформлении заявителя на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда мотивированно, законно, обоснованно, исследованы все обстоятельства по делу, а доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с решением суда.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Суражского районного суда Брянской области от "11" марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи облсуда: Г.В. Кравцова
И.М. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.