Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А. Кулаковой,
судей: Е.А. Муравьевой, С.В.Андреева,
при секретаре Ю.С. Лбовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яцина Андрея Петровича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2012 г., которым частично удовлетворены исковые требования Яцины Андрея Петровича к УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения А.П. Яцина и его представителя Г.А. Яцина, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.П. Яцина обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении в специальный стаж периода его работы в медицинском вытрезвителе в должности фельдшера с 10.11.1980 г. по 13.07.1981 г., и времени работы в качестве индивидуального предпринимателя с 08.09.2007 г. по настоящее время, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения. В обоснование требований указал, что причиной отказа во включении ответчиком в стаж деятельности периода работы в медицинском вытрезвителе Фрунзенского РОВД г. Ярославля в должности фельдшера с 10 ноября 1980 г. по 13 июля 1981 г. явилось то, что наименование учреждения "медицинский вытрезвитель" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Не обоснованно не включен период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 08 сентября 2007 г. по настоящее время. В качестве дерматолога амбулаторного приема он работал полный рабочий день при шестидневной рабочей неделе, что подтверждается журналами приема пациентов, лицензией выданной департаментом здравоохранения, налоговыми декларациями доходов и балансами расчетов налогоплательщика. В решении об отказе в назначении пенсии Управление ПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району допущена ошибка в датах, он работал в медицинском вытрезвителе с 10 ноября 1980 г. по 13 июля 1981 г., а не по 12 июля 1982 г.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2012 г. исковые требования удовлетворены частично.
УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району обязано включить в спецстаж А.П. Яцина период с 10 ноября 1980 г. по 13 июля 1981 г.
Во включении в спецстаж периода с 08 сентября 2007 г. по настоящее время, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения за ней отказано.
С УПФ РФ г. Костроме и Костромскому району взыскано в пользу А.П. Яцина госпошлина 200 руб.
В апелляционной жалобе А.П. Яцина просит удовлетворить требования в полном объеме. Указывает, что судом необоснованно не был включен в специальный стаж период его работы с 08 сентября 2007 г. по 15 июня 2011 г. в качестве врача консультативного приема по специальности дермато-венеролог в медицинском кабинете, где он работал в качестве индивидуального предпринимателя. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 г. N 11-П, указывает, что Конституционный Суд гарантировал всем медицинским работникам право на досрочную трудовую пенсию по старости независимо от того, в учреждениях какой формы собственности они работают. В медицинском кабинете, в качестве врача дермато-венеролога, он занимался медицинской деятельностью.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель УПФ РФ г. Костроме и Костромскому району И.Н. Золотов просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции А.П. Яцина и его представителя Г.А. Яцина поддержали доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что в период работы истца фельдшером в медицинском вытрезвителе, с 10 ноября 1980 г. по 13 июля 1981 г., действовало, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периоды работы в должности фельдшера в здравпунктах, а в соответствии с инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривалась как работа в здравпункте, поэтому данный период подлежит включению в специальный стаж.
Период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя включению в специальный стаж не подлежит, т.к. представленные доказательства не подтверждают с достоверностью факт работы истца в спорный период, выполнение которой было сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Требование о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворению не подлежит, поскольку специального стажа для реализации пенсионных прав не достаточно.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение суда в части включения в специальный трудовой стаж периодов работы А.П. Яцина с 10 ноября 1980 г. по 13 июля 1981 г. не обжалуется, законность и обоснованность решения в указанной части судебной коллегией не проверяется.
Из материалов дела видно, что требования истца о включении ему периода после 08.09.2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости основаны только тем, что в указанное время он, будучи индивидуальным предпринимателем, осуществлял медицинскую деятельность.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода именно в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. Выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Указанным Списком не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Ссылка А.П. Яцина в апелляционной жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 г. N 11-П выводов суда не опровергает. В указанном Постановлении не содержится положений о том, что индивидуальные предприниматели, занимавшееся медицинской деятельностью в спорный период, имеют право на досрочную трудовую пенсию.
Поскольку правовых оснований для включения истцу периода после 08.09.2007 г. в специальный стаж не имеется, у него отсутствует необходимый специальный стаж работы, установленный подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для назначения досрочно трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Яцина Андрея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.