Решение Московского областного суда от 31 января 2012 г.
(Извлечение)
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Петровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о ликвидации Московской областной общественной организации "Комиссия по гражданскому контролю за правами человека",
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области обратилось в Московский областной суд с заявлением о ликвидации Московской областной общественной организации "Комиссия по гражданскому контролю за правами человека" (далее - Организация) и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В обоснование требований заявитель указал, что Организация осуществляет свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Председатель Московской областной общественной организации "Комиссия по гражданскому контролю за правами человека" Огородников И.В., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя МООО "Комиссия по гражданскому корнтролю за правами человека".
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N82-ФЗ "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N82-ФЗ) основаниями для ликвидации общественного объединения являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Из представленных суду материалов усматривается, что Московская областная общественная организация "Комиссия по гражданскому контролю за правами человека" создана на учредительном (общем) собрании 22 декабря 1999 года четырьмя учредителями - гражданами Российской Федерации Огородниковым И.В., Огородниковой О.А., Трофимовой О.Е., Трофимовым А.П. На том же собрании утвержден Устав Организации, избран руководящий орган - Совет, избрана ревизионная комиссия Организации, избран Председатель Организации - Огородников И.В. (л.д. 57 - 58)
Запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года - 25 января 2000 года, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 08 июля 2003 года Управлением ФНС России по Московской области за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1035000025147, о чем выдано Свидетельство (л.д. 73).
Управлением на основании информации - поступившего 28 июля 2010 года из Министерства юстиции Российской Федерации письма от 15 июля 2010 года N15-3833 о неправомерном использовании реквизитов Министерства юстиции Российской Федерации с приложением копий документов (л.д. 51, 52), проведена проверка и установлено, что Организация использует бланки со своим наименованием, на которых в наименовании указано также: "Министерство юстиции Российской Федерации" и "Управление юстиции Администрации Московской области", что может быть оценено как часть наименования Организации и создает видимость принадлежности Организации к органам государственной власти. Кроме того, на бланках Организации в левом верхнем углу содержится символика - эмблема, которая не прошла государственную регистрацию.В результате проведенной проверки также выявлено, что Организация, в нарушение ст. 29 Федерального закона N82-ФЗ, не предоставляла документы, содержащие отчет о ее деятельности за 2007, 2008, 2009 годы, информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества в целях их использования за 2007, 2008, 2009 годы.
Организации Управлением было вынесено предупреждение от 29 июля 2010 года N06-21/62 с установленным сроком для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до 06 сентября 2010 года (л.д. 9-10). Предупреждение Организацией получено, о чем свидетельствует ответ Председателя (л.д. 21), в вышестоящий орган или суд не обжаловалось, допущенные нарушения законодательства устранены не в полном объёме, поскольку Организацией представлены только отчеты о деятельности за 2007, 2008, 2009 годы и информация о получении и расходовании денежных средств от иностранных лиц и лиц без гражданства за тот же период. При этом в ответе Огородникова И.В. высказано мнение, что использование наименования "Министерство юстиции Российской Федерации" и "Управление юстиции Администрации Московской области" не может расцениваться в качестве нарушения законодательства (л.д. 21).
В соответствии с п.5 части 2 ст. 38 Федерального закона N82-ФЗ в адрес Организации вынесено повторное предупреждение от 29 сентября 2010 года N06-21/158 с установленным сроком для устранения выявленных нарушений законодательства до 05 ноября 2010 года (л.д. 11-12). Организацией предупреждение получено (л.д.13), в вышестоящий орган или суд не обжаловалось, допущенные нарушения законодательства -использование бланка с незарегистрированной символикой и наименованием с указанием на Министерство юстиции Российской Федерации и Управление юстиции Администрации Московской области - Организацией не устранены.
В соответствии с положениями статьи 42 Федерального закона N82-ФЗ Управлением Организации вынесено 23 декабря 2010 года представление N06-21/299, обязывающее устранить нарушения законодательства в срок до 02 февраля 2011 года (л.д. 14-16). Представление в вышестоящий орган или суд не обжаловалось, допущенные нарушения законодательства не устранены.
Организация не представила документы, содержащие отчет о ее деятельности за 2010 год, информацию об объеме получаемых ею от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества в целях их расходования или использования за 2010 год.
Управлением 10 марта 2011 года подготовлено заключение о приостановлении деятельности Организации на срок до 09 сентября 2011 года (л.д. 17-19). Управлением 11 марта 2011 года вынесено распоряжение N115-р о приостановлении деятельности Организации до 09 сентября 2011 года (л.д. 20). Заключение и распоряжение о приостановлении деятельности Организацией получено (л.д. 13), в вышестоящий орган или суд не обжаловалось.
Как пояснила представитель заявителя для государственной регистрации символики Организация в регистрирующий орган не обращалась, допущенные нарушения не устранила, распоряжение о возобновлении деятельности организации не издавалось.
Исследовав представленные доказательства суд находит, что доводы заявителя нашли подтверждение в судебном заседании. Организацией неоднократно нарушены требования статей 24, 28, 29 Федерального закона N82-ФЗ, а именно: использование символики, не зарегистрированной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; использование в названии Организации наименования органов государственной власти; непредоставление отчетов о деятельности Организации, неинформирование федерального органа государственной регистрации в установленные сроки об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования и использования.
Допущенные Организацией нарушения действующего законодательства в совокупности являются существенными.
Поскольку нарушения законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности Организации, в установленные Управлением сроки не были устранены, то имеются законные основания для ликвидации Московской областной общественной организации "Комиссия по гражданскому контролю за правами человека".
Руководствуясь ст.194?199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области удовлетворить.
Ликвидировать Московскую областную общественную организацию "Комиссия по гражданскому контролю за правами человека", зарегистрированную 08 июля 2003 года Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области, ОГРН 1035000025147, учетный N5012010684, и исключить ее из ЕГРЮЛ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.