Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Козловской Е.В., Петрушенко Ф.П.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. в лице представителя М.,
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 30 января 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований А. к Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, Комитету по строительству администрации "адрес" о постановке на учет как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, понуждении к выдачи государственного жилищного сертификата на приобретение жилья
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с иском к департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, комитету по строительству администрации "адрес" о постановке на учет как участника подпрограммы, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата.
Свои требования мотивировал тем, что он является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. ДД.ММ.ГГГГ ему выдано соответствующее удостоверение, в соответствии с которым он имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В 2011 году он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилой площади, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ управлением по жилищной политике администрации Волгограда ему было отказано в обеспечении жилой площадью как участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "МАЯК" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958 году.
С указанным отказом не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права, в связи с чем просил суд обязать управление по жилищной политике администрации Волгограда поставить его на учет как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; обязать комитет по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области выдать ему государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на основании п. 5 п.п. "е" постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А. в лице представителя М., оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Также Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением Правительства РФ утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Пункт 5 Правил определяет категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают, в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями указанных Правил, участие в подпрограмме носит заявительный характер, для участия в подпрограмме граждане имеющие право на получение соответствующей меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление об участие в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе с приложением указанных в Правилах документов.
В силу п.3 ст. 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Общий порядок и условия постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий определяются положениями Жилищного кодекса РФ, при этом, в соответствии с п. 7 ст. 13 ЖК РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
Работа органов местного самоуправления, порядок обращения граждан с заявлениями о принятии на учет, перечень документов, прилагаемых гражданами к заявлению, определены Законом Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" (статьи 3, 5, 6, 7 Закона).
Так, в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на день обращения в управление по жилищной политике администрации Волгограда, А. не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Так, из материалов дела следует, что А. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. При этом, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или улучшении жилищных условий не состоял, что не оспаривалось сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ А. обратился в управление по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением по вопросу оказания содействия в постановке его на учет в целях приобретения жилья либо получения денежной компенсации, как участник ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
ДД.ММ.ГГГГ начальником управления по жилищной политике администрации Волгограда Ш. заявителю был разъяснен порядок предоставления документов, необходимых для постановки на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социальном найма.
При этом, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения А. не обращался, заявление о выделении жилищного сертификата не подавал. Доказательств нарушения ответчиком его прав заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его требований о постановке на учет в качестве участника программы "Жилище" и возложении на управление по жилищной политике администрации Волгограда обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Доводы жалобы А. о том, что суд применительно к нему сослался на п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года" в редакции от 21 июля 2011 года N 561, в соответствии с которым, участие в подпрограмме носит заявительный характер, для участия в подпрограмме граждане имеющие право на получение соответствующей меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление об участие в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе с приложением указанных в Правилах документов, является несостоятельным поскольку судом правомерно установлено, что истец с заявлением об участие в подпрограмме о предоставлении государственного жилищного сертификата к ответчику не обращался.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе А. в лице представителя М., не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 30 января 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу А. в лице представителя М.,
- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.