Лотошинский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,
при секретаре Горловой Ю.Н.,
с участием прокурора Лотошинской районной прокуратуры Московской области Чернова Р.М.,
представителя органа местного самоуправления, нормативный акт которого оспаривается - представителя Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области Веселовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лотошинского района Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании решения Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 23 декабря 2009 года N 34/3 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лотошинского района Московской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 23 декабря 2009 года N 34/3 недействительным, указав в обосновании требований, что Лотошинской районной прокуратурой Московской области проведена проверка по обращению Е. по вопросу признания постановлением Главы городского поселения Лотошино от __.__.__ N__ квартиры, в которой проживает она и члены ее семьи по адресу: ............, коммунальной. В ходе проверки установлено, что данное постановление было издано на основании решения Совета депутатов городского поселения Лотошино от 23 декабря 2009 года N 34/3 "Об утверждении порядка признания жилых помещений муниципального жилого фонда коммунальной квартирой". Данное решение Совета депутатов городского поселения Лотошино является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Ст. 5 ЖК РФ регламентировано, что в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Таким образом, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, только если полномочия по принятию ими соответствующих нормативных актов в указанной сфере прямо предусмотрены федеральным законодательством или законодательством субъекта Российской Федерации.
В ЖК РФ, других федеральных законах и законах Московской области не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по определению порядка признания квартир коммунальными. Более того, действующим законодательством вообще не предусмотрена возможность признания квартир, находящихся в государственном и муниципальном жилом фонде, коммунальными.
Законодателем в ЖК РФ, с учетом фактического и юридического существования в послесоветский период квартир, имеющих статус "коммунальная квартира", были предусмотрены нормы, регулирующие правоотношения граждан в отношении данных квартир (ст.ст. 30, 41-43, 59, 73, 76, 80, 89 ЖК РФ), порядок придания квартирам в существующем жилом фонде статуса "коммунальная квартира" не предусмотрен.
Указанные нарушения в соответствии с п.п. "д" и "е" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96, являются коррупционными факторами. На указанное решение Совета депутатов прокурором района __.__.__ был внесен протест, который был рассмотрен на заседании Совета __.__.__, однако, протест был отклонен.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 45, 245, 247, 251- 253 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор просит суд признать решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 23 декабря 2009 года N 34/3 "Об утверждении порядка признания жилых помещений муниципального жилого фонда коммунальной квартирой" недействующим со дня его принятия, обязать Совет депутатов городского поселения Лотошино отменить оспариваемое решение.
В судебном заседании прокурор Лотошинской районной прокуратуры Московской области Чернов Р.М. заявленные требования поддержал.
Представитель Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области Веселова Е.А. с заявленными прокурором требованиями не согласна, пояснила суду, что оспариваемое прокурором решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 23 декабря 2009 года N 34/3 не противоречит действующему законодательству, так как ЖК РФ содержит предписания, регламентирующие правовой статус коммунальных квартир и различает три типа коммунальных квартир: 1) квартиры, комнаты в которых занимают наниматели по договорам социального найма (ст. 59 ЖК РФ), 2) квартиры, комнаты в которых принадлежат собственникам ( ст. 30, 41, 42 ЖК РФ), 3) смешанные коммунальные квартиры, комнаты в которых принадлежат собственникам, а часть из них занимают наниматели по договорам социального найма (ст. 59 ЖК РФ). Таким образом, согласно ст. 59 ЖК РФ коммунальная квартира - это квартира, комнаты в которой по договору социального найма жилого помещения занимают не менее двух нанимателей или данные комнаты принадлежат на праве собственности не менее двум собственникам. В соответствии с п.п. 5 п. 10 ст. 35 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Оспариваемое решение было принято в целях управления имуществом, переданным в муниципальную собственность городского поселения Лотошино на основании Закона Московской области от 20 июня 2007 года N 92/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Лотошинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Лотошино и сельским поселением Микулинское".
В судебном заседании установлено, что Советом депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 23 декабря 2009 года за N 34/3 было принято решение об утверждении Порядка признания жилых помещений муниципального жилищного фонда коммунальной квартирой. Данное решение Совета депутатов городского поселения Лотошино было утверждено Главой городского поселения Лотошино М. и опубликовано в местных средствах массовой информации - в газете "Сельская Новь" __.__.__ N__.
27 апреля 2012 года Советом депутатов городского поселения Лотошино было принято решение за N 235/31 о внесении изменений в указанное выше решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 23 декабря 2009 года за N 34/3, которым было изменено название утвержденного ранее порядка на "Порядок управления и распоряжения жилыми помещениями, в состав которых входят жилые помещения (комнаты), находящиеся в муниципальной собственности городского поселения Лотошино", а также было изменено содержание п.п. 1 и 2 данного порядка: п. 1 был изложен в следующей редакции: "Настоящий порядок принят в целях управления и учета имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение Лотошино", а именно жилых помещений - коммунальных квартир, в которых хотя бы одно жилое помещение (комната) находится в муниципальной собственности городского поселения Лотошино"; п. 2 - "При выявлении коммунальных квартир в муниципальном жилищном фонде городского поселения Лотошино в целях соблюдения прав и законных интересов нанимателей и (или) собственников комнат, указанная квартира постановлением Главы городского поселения Лотошино признается коммунальной. В случае отсутствия оснований для признания квартиры коммунальной постановлением Главы городского поселения Лотошино ранее установленный статус "коммунальная квартира" снимается". Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 27 апреля 2012 года N 235/31 о внесении изменений было утверждено Главой городского поселения Лотошино М. и опубликовано в газете "Сельская Новь" от __.__.__ N__.
Утвержденный решением Совета депутатов городского поселения Лотошино от 23 декабря 2009 года за N 34/3 с изменениями, внесенными решением Совета депутатов городского поселения Лотошино от 27 апреля 2012 года N 235/31, Порядок управления и распоряжения жилыми помещениями, в состав которых входят жилые помещения (комнаты), находящиеся в муниципальной собственности городского поселения Лотошино, содержит правовые нормы, определяющие порядок управления и учета имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение Лотошино", а именно жилых помещений - коммунальных квартир, в которых хотя бы одно жилое помещение (комната) находится в муниципальной собственности городского поселения Лотошино, а также регулирующие процедуру признания жилых помещений муниципального жилищного фонда коммунальной квартирой, порядок предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире, права и обязанности собственников комнат в коммунальной квартире на общее имущество в квартире.
Таким образом, утвержденный решением Совета депутатов городского поселения Лотошино 23 декабря 2009 года за N 34/3 Порядок управления и распоряжения жилыми помещениями, в состав которых входят жилые помещения (комнаты), находящиеся в муниципальной собственности городского поселения Лотошино, предусматривает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, он рассчитан на неоднократное применение и направлен на изменение или прекращение существующих правоотношений, следовательно, по своему содержанию утвержденный решением Совета депутатов городского поселения Лотошино 23 декабря 2009 года за N 34/3 Порядок является правовым актом.
При этом, данный правовой акт был принят в предусмотренном Уставом городского поселения Лотошино порядке, утвержден Главой городского поселения Лотошино и опубликован в местных средствах массовой информации - газете "Сельская Новь".
Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 Жилищного Кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так в соответствии с ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ). Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из анализа положений Жилищного кодекса РФ явствует, что коммунальные квартиры являются объектами жилищных правоотношений, однако, нормами Жилищного кодекса РФ не урегулирован порядок придания квартире статуса коммунальной. Не определен данный порядок и законодательством субъекта РФ -Московской области.
При этом, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно п.п. 5 п. 10 ст. 35 названного Закона определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором решение Совета депутатов городского поселения Лотошино от 23 декабря 2009 года за N 34/3 с изменениями, внесенными решением Совета депутатов городского поселения Лотошино от 27 апреля 2012 года N 235/31, об утверждении Порядка управления и распоряжения жилыми помещениями, в состав которых входят жилые помещения (комнаты), находящиеся в муниципальной собственности городского поселения Лотошино, было принято Советом депутатов городского поселения Лотошино в пределах предоставленных им ст.ст. 14, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий, в соответствии с Уставом городского поселения Лотошино, данное решение не противоречит нормам действующего жилищного законодательства, в связи с чем заявленные прокурором Лотошинского района Московской области в интересах неопределенного круга лиц требования о признании указанного выше решения Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области недействующим со дня его принятия являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд считает изложенные прокурором в заявлении доводы несостоятельными и не может принять их во внимание, при том, что прокурором в обосновании заявленных требований не указаны нормы действующего законодательства, запрещающие представительным органам местного самоуправления изменять статус квартир, входящих в муниципальный жилищный фонд.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании решения Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 23 декабря 2009 года N 34/3 недействительным прокурору Лотошинского района Московской области, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий : _______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.