Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе
Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,
При секретаре Ниязовой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
С участием истицы, представителя истицы Мустафиной О.Р. - Федоровой Л.Е., представителя истицы Федоровой Л.Е. - Горевой Л.Г., истицы Барановой М.Е., представителей ответчиков Колмогоровой Е.В., Востриковой О.Н., представителя третьего лица на стороне истцов Жолобова В.А., третьего лица на стороне ответчиков Толмачева О.А.,
гражданское дело по искам Федоровой Любови Егоровны, Мустафиной Оксаны Романовны, Барановой Марии Ефимовны к Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район", Администрации МО "Большелуцкое сельское поселение" о признании незаконным постановления, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Л.Е., Мустафина О.Р., Баранова М.Е. обратились в суд с исками к Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район", Администрации МО "Большелуцкое сельское поселение" о признании незаконным постановления, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование исковых требований истицы и их представители указали, что в ДД.ММ.ГГГГ году под садоводство в пользование Федоровой Л.Е., Мустафиной О.Р., Барановой М.Е. были предоставлены земельные участки в СНТ "Куровицы" вблизи деревни "адрес". Садоводство прекратило свое существование. Но истцы продолжили пользоваться предоставленными земельными участками в соответствии с разрешенным использованием для ведения садоводства, возвели строения. ДД.ММ.ГГГГ года истицы узнали, что постановлением Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" за N от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление мэра "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N об отводе земельного участка под организацию садоводства. Истицы могут быть произвольно лишены права пользования своими садовыми земельными участками. В ходе разбирательства по делу истцы обратились в Администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" с заявлениями предоставлении земли в собственность, но им было отказано. Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" не является правопреемником мэрии "адрес", потому они не могли отменять акт ими не издававшийся. До настоящего времени земельный участок в установленном законом порядке не изымался и не изменено его разрешенное использование для ведения садоводства, зарегистрирован его правообладатель. Просили иск удовлетворить.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истцов Садоводческого некоммерческого товарищества "Куровицы" иски поддержал. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано садоводство, которое фактически существует "данные изъяты" лет. Садоводы доверяли бывшему председателю, не знали, что документы на садоводство не оформлены, и необходимо платить за землю. В садоводстве более "данные изъяты" участков и членов товарищества. Просил иски удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" иск не признала, пояснила, что земельный участок длительное время не использовался по назначению. Садоводство не было создано, зарегистрировано только в ДД.ММ.ГГГГ году, земли по назначению не использовались, поэтому постановление об отводе земли было отменено, а земельный участок передан в фонд перераспределения земель. Кроме того, постановление о предоставлении земельного участка принято ненадлежащим лицом. В настоящее время бесплатно земельные участки истцами предоставлены быть не могут. В установленном порядке земельные участки садоводство им не предоставляло, участки не поставлены на кадастровый учет. С вступлением в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлен иной порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства. С заявлением о предоставлении земли СНТ " "данные изъяты"" обратилось только в ДД.ММ.ГГГГ года, чем согласилось, что садоводство не было организовано ранее. Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" является правопреемником "адрес" в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", поэтому вправе была отменять ранее принятые постановления об отводе земли. Указала, что после передачи земельного участка в фонд перераспределения земель он был выставлен на конкурс по передаче в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ года с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в администрацию обратился Толмачев О.А., была проведена кадастровая съемка участка, определены границы участка в установленном законом порядке. Просили в исках отказать.
Представитель ответчика Администрации МО "Большелуцкое сельское поселение" не возражала против удовлетворения исков. Указала, что оспариваемым постановлением нарушаются права граждан, пользующихся земельным участком в соответствии с разрешенным использованием для ведения садоводства. Постановление принималось только на основании сведений из налоговой инспекции об отсутствии регистрации садоводства. Однако большинство садоводств в Болшелуцком сельском поселении "адрес" не зарегистрированы, но продолжают пользоваться землей. Регистрация в установленном порядке СНТ "Куровицы" свидетельствует о приведении в соответствие документов фактически действовавшего "данные изъяты" лет садоводства. В решении вопроса об отмене постановления мэрии "адрес" правопреемство Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" отсутствует. С исками согласилась.
Третье лицо на стороне ответчиков Толмачев О.А. возражал против удовлетворения исков. Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года по объявлению в газете " "данные изъяты"" обратился с заявлением в Администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этих целей он создал крестьянское (фермерское) хозяйство. Заказал, оплатил и провел кадастровые работы с внесением необходимых сведений о границах участка в государственный кадастр недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ года использовал по назначению "данные изъяты" га из указанного земельного участка. Указал, что большая часть земельного участка не использовалась, земля пустовала. При проведении кадастровой съемки учитывалось расположение строений на этом участке. Просил в исках отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей Сидорова В.А., Хамову М.Е. (том 1 л.д.185-190), проверив материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Большелуцкого сельского совета народных депутатов "адрес" разрешен отвод земли организации арендаторов " "данные изъяты" N" под коллективное садоводство в районе деревни "адрес" площадью "данные изъяты" га (том 1 л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ АО " "данные изъяты" N" обратился к Мэру "адрес" с просьбой организовать садоводство в деревне "адрес" (том 1 л.д.224). АО " "данные изъяты" N" был составлен список граждан на получение участков в садоводстве "Куровицы", в который были включены истицы (том 1 л.д.20-21).
Актом от ДД.ММ.ГГГГ была обследована и выбрана площадь земельного участка для садоводческого общества "Куровицы" АО Строительный трест N на "данные изъяты" участков (том 1 л.д.13-16, 230).
По заключению "адрес" центра санэпидназдора N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был пригоден для строительства садоводства на "данные изъяты" участка (том 1 л.д.17-18).
В ДД.ММ.ГГГГ года был разработан, утвержден и согласован со всеми заинтересованными лицами план проекта коллективного садоводства "Куровицы" (том 2 л.д.1-5).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением "адрес" за N АО " "данные изъяты" N" был отведен земельный участок под организацию коллективного садоводства общей площадью "данные изъяты". АО " "данные изъяты" N" было обязано зарегистрировать Устав коллективного садоводства "Куровицы", оформить отвод земельного участка в установленном порядке. Также был установлен срок освоения участка под сельскохозяйственное пользование два года (том 1 л.д.8). К моменту рассмотрения дела ОАО (АОЗТ) " "данные изъяты" N" ликвидировано, исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
К ДД.ММ.ГГГГ года СНТ "Куровицы" в Едином государственном реестре юридических лиц не было зарегистрировано, о чем содержатся сведения в письме Межрайонной инспекции ФНС России N по "адрес" (том 1 л.д.55).
В представленной "адрес" отделом Управлением Росреестра по "адрес" копии инвентарного дела N по оформлению отвода земли имеется примерный устав ведения коллективного садоводства в "адрес", письмо "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ " "данные изъяты" N" о вызове на земельную комиссию по вопросу использования земли в садоводстве "Куровицы", письмо АО " "данные изъяты" N" от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" об освобождении треста от владения земельным участком (том 1 л.д.234-250).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N было отменено (том 1 л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" за N земельный участок с кадастровым номером N зачислен с фонд перераспределения земель (том 1 л.д.71).
Земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был внесен в государственный кадастр недвижимости за кадастровым номером N, "данные изъяты" садоводства, площадью "данные изъяты" кв.м. О зарегистрированных правах на земельный участок СНТ " "данные изъяты"" и граждан - членах садоводства сведения отсутствуют (том 1 л.д.10, 56-70).
По данным ФБУ "Кадастровая палата" по "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ году земельный участок был отведен под садоводство Строительному тресту N. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению КУМИ МО "Кингисеппский муниципальный район" были внесены изменения в разрешенное использование на фонд перераспределения земель. Однако ДД.ММ.ГГГГ выявлена техническая ошибка, восстановлено разрешенное использование - для ведения садоводства (том 1 л.д.203-215, 234-250).
Как показал свидетель Сидоров В.А., он был назначен председатель садоводства руководством предприятия и профсоюзного комитета для организации садоводства. Был разработан и утвержден генеральный план садоводства. Председатель собрал вступительные взносы, распределил земельные участки по списку граждан на получение участков в садоводстве "Куровицы", сдал на регистрацию устав садоводства, являлся на земельную комиссию. Каких-либо документов об организации садоводства у него не имелось. Впоследствии основная часть садоводов, в том числе свидетель забросили свои земельные участки (том 1 л.д.185-186).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" в газете " "данные изъяты"" "адрес" опубликовала извещение о предполагаемой передаче земельного участка в аренду для организации крестьянского (фермерского) хозяйства (том 1 л.д.52). В этот же день Толмачев О.А. обратился в администрацию о предоставлении ему этого участка в аренду.
В ДД.ММ.ГГГГ года по заявлению КУМИ МО "Кингисеппский муниципальный район" проведены кадастровые работы по уточнению местоположения земельного участка. Границы определены и согласованы со смежными землепользователями (том 2 л.д.10-35).
И представленных истцами документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Баранова М.Е., ДД.ММ.ГГГГ Федорова Л.Е. внесли вступительный взнос садоводству. Им выданы членские книжки (том 1 л.д.22-23, 144).
На земельном участке N, которым пользуется истица Федорова Л.Е., возведены садовый дом, веранда, сарай, теплица. Барановой М.Е. на земельном участке N возведены садовый дом, пристройка, колодец, две теплицы. На земельном участке N, которым пользуется Мустафина О.Р., строений и сооружений нет (том 1 л.д.27-32, 108, 148-150).
ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора "адрес" в письме председателю СНТ "Куровицы" предлагалось немедленно связаться с инспектором в связи плановыми мероприятиями по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности. Данный запрос в садоводство Отдел государственного пожарного надзора "адрес" сделал на основании списка садоводств, расположенных на территории МО "Кингисеппский муниципальный район", предоставленного в ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией МО "Кнгисеппский муниципальный район" (том 1 л.д.72, 170-172).
Из писем Администрации МО "Большелуцкое сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что несмотря на то, что документы на садоводство не были надлежаще оформлены, земельные участки гражданам были предоставлены. На сегодняшний день большая часть участков заброшена, а на некоторых участках имеются постройки, растут плодовые деревья и кустарники. Вопрос об изменении разрешенного использования земельного участка с ведения садоводства на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства не рассмотрен до настоящего времени (том 1 л.д.25-26, 46, 182).
Согласно письму КУМИ МО "Кингисеппский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ до предоставления под садоводство земельный участок был осушенной пашней. В настоящее время участок зарастает кустарниковой растительностью, заболочен. Земельный налог по земельного участку не оплачивался (том 1 л.д.50-51).
ДД.ММ.ГГГГ к письму главам муниципальных образований поселений Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" о содействии садоводствам в подготовке проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры приложила список садоводств, где указано СНТ "Куровицы" (том 1 л.д.180-181).
До настоящего времени вопрос об утверждении разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в отношении указанного земельного участка не решен (том 1 л.д.53-54).
В ходе разбирательства дела было установлено, что истицы не обращались в Администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" с заявлениями о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно. Допрошенная в качестве свидетеля заместитель председателя КУМИ МО "Кингисеппский муниципальный район" Хамова М.Е. указала, что для разрешения вопроса о предоставлении участков под садоводство гражданам необходимо обратиться в администрацию с письменными заявлениями. Как следует из объяснений представителя ответчика Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район", заявителям при обращении в администрацию необходимо представить уставные документы садоводства (том 1 л.д.187-190, том 2 л.д.49).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию о предоставлении земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ в письменной форме Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" отказала в предоставлении участков, сославшись на положения статьей 28 ЗК РФ, статей 14, 28 Закона N 66-ФЗ (том 2 л.д.39-41, 64-66).
СНТ "Куровицы" зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ садоводство обратилось с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка для ведения садоводства (том 1 л.д.168, том 2 л.д.68-70, 85-87).
Указанные обстоятельства установлены на основании материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей.
Согласно статьям 57, 66 ЗК РСФСР (действовавшего на момент предоставления земельного участка под садоводство) земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.
Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами.
В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 25октября2001года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В силу статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Судом установлено, что земельный участок под организацию садоводства "Куровицы" был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ году со сроком освоения участка под сельскохозяйственное пользование два года, регистрацией устава коллективного садоводства. Однако в установленные сроки садоводство не было организовано и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц только в ДД.ММ.ГГГГ году. Фактическое предоставление истицам в пользование для ведения садоводства земельных участков за N N и пользование этими участками в соответствии с разрешенным использованием не имеет правового значения для разрешения спора о признании за ними права на приобретение в собственность бесплатно земельного участка. Правоподтверждающие документы о пользовании земельными участками, а именно: заключение правления садоводства о закреплении земельного участка, подтверждение описания местоположения земельного участка, фактически используемого гражданином, отсутствуют. Как указали истицы, их представители, свидетель Сидоров А.В., какими-либо сведениями и документами об организации садоводства, избрании правления, проведении общих собраний садоводства, о членах садоводства они не обладают. Наличие в инвентарном деле об отводе земли типового устава садоводства Ленинградской области не относится к допустимым доказательствам о регистрации садоводства после предоставления земельного участка. В членских книжках садоводах отсутствуют сведения о дате решения о принятии истиц в члены садоводства, печать садоводства и подпись председателя правления садоводства. Оплата вступительных взносов не влияет на приобретение права пользование земельных участков.
В соответствии со статьей 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Документом, содержащим описание уникальных характеристик объекта недвижимости, позволяющих однозначно определить земельный участок, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является кадастровый план участка.
Для приватизации земельного участка необходимо представить документ с описанием местоположения такого земельного участка. Как правило, это описание содержится в кадастровом паспорте этого участка. Однако в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м. отсутствуют сведения, что он состоит из частей в виде отдельных садовых земельных участок и земель общего пользования.
Испрашиваемые земельные участки N, N площадями "данные изъяты" кв.м. не сформированы в установленном законом порядке как индивидуально-определенные объекты недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не определены уникальные характеристики данных объектов, границы их не установлены на местности, участки не являются самостоятельными объектами прав, на которые может быть признано право собственности.
Таким образом, о возникновении земельных участков в качестве объектов гражданских правоотношений, на которые в силу положений статьи 261 ГК РФ может быть признано право собственности, можно говорить только после проведения в отношении данных земельных участков землеустроительных работ и постановки их на кадастровый учет.
В соответствии со статьями 1, 6 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Те же положения сдержаться в статье 65 ЗК РФ. Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как установлено судом, за время пользование земельными участками истицы не производили оплату за землю. Доводы о том, что они не знали об этой обязанности, что требования о платежах им не выставлялись, правого значения для разрешения спора не имеет.
Оценив обстоятельства дела, суд находит, что в удовлетворении исковых требований о признании права на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства в настоящее время может быть отказано.
При принятии решения судом также учтено, что согласно пункту 2 статьи 81 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом и Законом N 66-ФЗ.
Статьей 13 Закона N 66 предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Органы местного самоуправления ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Названной статьей предусмотрен порядок включения в отдельный список граждан, имеющих преимущественное право в соответствии с действующим законодательством на получение садовых, огородных или дачных земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Судом установлено, что СНТ "Куровицы" накануне судебного заседания обратилось в Администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка под садоводство, заявление не рассмотрено. При отказе истицам в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно администрация разъяснила порядок предоставления им земельных участков, в том числе и бесплатно как членам садоводства. Испрашиваемый участок уже прошел кадастровый учет и имеет вид разрешенного использования для ведения садоводства. При этом в силу статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году при предоставлении Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" схемы земельного участка для проведения кадастровых работ Администрация МО "Большелуцкое сельское поселение" указала, что на некоторых земельных участках имеются постройки, растут плодовые деревья и кустарники. Администрация поселения согласовала границы участка с учетом его разрешенного использования для ведения садоводства. Из объяснений представителя Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" и третьего лица на стороне ответчиков Толмачев А.О. установлено, что при проведении кадастровых работ было также учтено фактическое пользование земельным участком и строения.
Отказывая в удовлетворении требований о признании права на приобретение в собственность бесплатно садовых земельных участков, суд также полагает возможным отказать и в удовлетворении требований истиц о признании незаконным постановлением Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" за N от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отменено постановление мэра "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N об отводе земельного участка под организацию садоводства. Требование об оспаривании постановления является производным от требования о признании права на землю.
В соответствии со статьей 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В силу статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона РФ N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Статьей 48 Федерального закона РФ N 131-ФЗ предусмотрено, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования (статья 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статьей 73 Устава МО "Кингисеппский муниципальный район" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом РФ N 131-ФЗ и Законом Ленинградской области от 28 октября 2004 года N 81-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования МО "Кингисеппский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших полномочия по решению вопросов местного значения до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 19 февраля 1997 года N 94-пг была ликвидирована Администрация Кингисеппского района. Постановлением Губернатора от 04 августа 1997 года N 355-пг была изменена редакция указанного постановления, заменены слова "администрация Кингисеппского район" словами "мэрия Кингисепского райна". Постановление от 04 августа 1997 года со ссылкой на решение малого совета Кингисеппского городского совета народных депутатов от 30 января 1992 года N 92 "О структуре местной администрации и расходах по ее содержанию", в котором администрация Кингисеппского района была переименована в мэрию Кигисеппского района (том 1 л.д.73-74).
Статьей 60
Закона РФ от 6 июля 1991 года N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (действовавшего на период вынесения постановления "адрес") к полномочиям районной администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы было отнесено предоставление земельных участков в порядке, установленном законодательством РФ.
Анализируя указанные нормы, обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что Администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" является правопреемником "адрес". Постановление в ДД.ММ.ГГГГ году было издано надлежащим исполнительным органом, осуществлявшим местное самоуправление в "адрес". Сведения о том, что к моменту издания постановления на территории "адрес" имелся иной орган местного самоуправления в виде исполнительного комитета совета народных депутатов "адрес", суду не представлено. Постановление вынесено с учетом требований действовавшего законодательства, исполнено мэрией и заинтересованными лицами в части отвода земли АО " "данные изъяты" N" для организации садоводства. Неисполнение этого постановления организацией по созданию садоводства и освоению земель предполагает иной порядок изъятия земельного участка, однако не влияет на выводы суда об отказе в удовлетворении иска в части признания незаконным постановления Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик при принятии этого решения действовал в пределах полномочий, предоставленных им законом.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований может быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исках Федоровой Любови Егоровне, Мустафиной Оксане Романовне, Барановой Марии Ефимовне к Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район", Администрации МО "Большелуцкое сельское поселение" о признании незаконным постановления, признании права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.