судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Подольской А.А.
Судей: Хаировой А.Х., Клюева С.Б.
При секретаре: Иванниковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Огурцова А.Н. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 28 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Огурцова ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о досрочном назначении страховой части трудовой пенсии по старости с 12 мая 2010 года, - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Огурцов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее УПФ РФ) о досрочном назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявления истец указал, что 12.05.2010 г. он обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости (без ФБР) в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" N 166-ФЗ от 15.12.2001 г., но получил отказ.
Огурцов А.Н. считает, что ответчик незаконно отказал ему в досрочном назначении страховой части трудовой пенсии по старости, поскольку он имеет на это право в силу п. 6 ст. 3 ФЗ РФ вышеназванного закона, согласно которого "военнослужащие.. . при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности,.. . и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением ФБР - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости)". Кроме того, в силу ст. 10 ФЗ РФ N 166-ФЗ от 15.12.2001 г., гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.п. 2 п. 1) пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 лет (мужчины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет (п.п. 2 п. 2). На момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику, ему, как указал истец, уже исполнилось 58 лет.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Огурцов А.Н. просил суд обязать УПФ РФ в г. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области назначить ему страховую часть трудовой пенсии по старости (без ФБР) со дня подачи заявления согласно действующего законодательства как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Огурцов А.Н. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
В заседании судебной коллегии Огурцов А.Н. поддержал доводы своей жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить, удовлетворив жалобу.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в заседание судебной коллегии не явился. Извещен надлежащим образом, причин не явки не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что Огурцов А.Н. 12.05.2010 г. обратился в УПФ РФ в г.г. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости (без ФБР) в соответствии с ФЗ РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" N 156-ФЗ от 22.07.2008 г.
Решениями комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.г. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах N 33 от 29.06.2010 г. и N 13 от 01.03.2011 г. Огурцову А.Н. было отказано в назначении страховой части трудовой пенсии по старости (без ФБР) в связи с отсутствием у него права на ее получение в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. по состоянию на 01.01.2007 г. и на 12.05.2010 г.
Судом установлено, что Огурцов А.Н. в настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ежемесячный размер которой с 01.04.2012 г. с учетом увеличения как инвалиду войны 3 группы, компенсации на продтовары, возмещения вреда здоровью, дополнительного обеспечения инвалидам войны, составляет 73 242,72 руб. Основной размер пенсии составляет 26 989,20 руб., увеличение инвалиду войны 3 группы составляет 6 346,74 руб., надбавка за работу в зоне составляет 93,78 руб., компенсация на продтовары составляет 668,62 руб., возмещение вреда здоровью составляет 38 144,38 руб., дополнительное обеспечение инвалидам войны составляет 1 000 руб. Данный факт подтверждается справкой Военного комиссариата Самарской области от 07.04.2012 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 6 ст. 3 Закона РФ N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости -10 лет).
В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, т.е. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности, гарантируются: 1) назначение пенсии по инвалидности следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, вправленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами следствие военной травмы. Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона.
В силу ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), т.е. граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г., при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, Сызранским высшим военным авиационным училищем летчиков Огурцову А.Н. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А N 788848 от 27.11.1992 г.
Кроме этого Самарским областным военным комиссариатом Огурцову А.Н. выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серии А N 050216 от 17.11.1997 г.
Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы N 13 г. Сызрани серии МСЭ-2001 N 0952949 от 13.11.2002 г. Огурцов А.Н. является инвалидом третьей группы бессрочно, в связи с увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.
Согласно письму Военного комиссариата Самарской области N БК-79389/570 от 04.04.2012 г. Огурцову А.Н. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 27.11.1992 г. на удостоверение нового образца не менялось, т.к. 14.11.1997 г. на основании справки ВТЭК серии ВТЭ-296 N 078264 ему было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серии А N 050216, которое дает право на льготы и компенсации в большем объеме.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Огурцовым А.Н. была выбрана мера социальной поддержки, предусмотренная ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г., что подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серии А N 050216 от 17.11.1997 г. и письмом Военного комиссариата Самарской области N БК-79389/570 от 04.04.2012 г.
Согласно п. 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19 па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о трудовом стаже.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы: удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы; о признании инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; удостоверяющие участие в ликвидации последствий других радиационных или техногенных катастроф; о признании инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф; о нетрудоспособных членах семьи; подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; удостоверяющие, что нетрудоспособный член семьи обучается по очной форме в образовательном учреждении; о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Судом установлено, что Огурцов А.Н. предоставил в УПФ РФ в г. Сызрани удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А N 788848 от 27.11.1992 г.
Однако, в соответствии с положением п. 1 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства финансов РФ от 08.12.2006 г. N 727/831/165н "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01.01.2007 г. Удостоверение нового образца Огурцов А.Н. в УПФ РФ в г. Сызрани не представил.
При таких обстоятельствах, изучив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что комиссиями по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.г. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах N 33 от 29.06.2010 г. и N 13 от 01.03.2011 г. правомерно отказано Огурцову А.Н. в назначении страховой части трудовой пенсии по старости (без ФБР) и, таким образом, законно оставил без удовлетворения исковые требования Огурцова А.Н. об обязании УПФ РФ в г.г. Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области досрочно назначить страховую часть трудовой пенсии по старости с 12.05.2012 г.
Доводы апелляционной жалобы Огурцова А.Н. о незаконности судебного решения не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
В силу ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Из материалов дела усматривается, что Огурцов А.Н. воспользовался своим правом по выбору мер социальной поддержки, предусмотренной ст. 29 указанного Закона.
Кроме того, в нарушение п. 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, Огурцов А.Н. не представил в УПФ РФ в г. Сызрани удостоверение нового образца.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правильную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 28 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.