Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Медведева В.В.
судей Иском Е.П.
Герасимовой О.В.
при секретаре Ковригиной О.Л.
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2012 года дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска и об освобождении от взыскания исполнительского сбора, по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Шуйской Т. С., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 29 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Медведева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с заявлением об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска и об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявления Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края указало, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" Причиной вынесения постановления является неисполнение Министерством исполнительного листа по делу N, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска, в соответствии с которым на Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по предоставлению Кочкиной М.А. жилого помещения в пределах г. Хабаровска. Указывает, что Министерством жилищно-коммунального Хабаровского края приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения. Указанное решение не исполнено по объективным причинам. Приобретение жилого помещения для Кочкиной М.А. находится вне контроля министерства жилищно-коммунального хозяйства края, при соблюдении им той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения решения суда. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N-пр приобретение жилья осуществляет Министерство имущественных отношений Хабаровского края по заявке Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Указанная заявка была направлена ДД.ММ.ГГГГ Процедура приобретения жилья является длительной и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". По каждому требованию судебного пристава-исполнителя своевременно предоставлялась информация о невозможности исполнения решения суда по объективным причинам. Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства от взыскания исполнительского сбора.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 29 марта 2012 года в удовлетворении заявления Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Шуйская Т.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Иусовой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на незаконность и необоснованность, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью второй указанной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа по гражданскому делу N, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить Кочкиной М.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в пределах города Хабаровска судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю возбуждено исполнительное производство N в отношении должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в интересах взыскателя Кочкиной М.А.
ДД.ММ.ГГГГ постановление было получено Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 15 июля 2011 г. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска до 30 ноября 2011 года.
В целях исполнения требований названного исполнительного документа должнику ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выставлялись требования об исполнении решения суда в установленные сроки.
По состоянию на 26 января 2012 года решение суда должником не исполнено.
26 января 2012 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю Иусовой О.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в размере "данные изъяты"
Руководствуясь указанными нормами права и учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Обстоятельства, на которые ссылалось Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, как на основания, препятствовавшие вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, в частности, длительная процедура приобретения жилья, отсутствие свободных жилых помещений, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч. 2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что должником не представлено доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 26 января 2012 года о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора соответствует требованиям закона.
Поскольку судом установлено, что должником не приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ст. 401 ГК РФ, правомерно отказал в удовлетворении требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, а содержат попытку дать юридическое обоснование своей правовой позиции по данному спору. Приводимым истцом доводам судом дана надлежащая оценка, правильно применен и истолкован материальный закон. Юридически значимые обстоятельства определены и установлены судом правильно. Представленные доказательства оценены в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ.
Поскольку суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 330 ГПК РФ основания для отмены принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 29 марта 2012 года по гражданскому делу по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска и об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Шуйской Т. С. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В.Медведев
Судьи Е.П.Иском
О.В.Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.