Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя закрытого акционерного общества "Банк "Вологжанин" по доверенности Семериковой Е. А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.05.2012, которым в удовлетворении заявления закрытому акционерному обществу "Банк "Вологжанин" отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя заявителя закрытого акционерного общества "Банк "Вологжанин" по доверенности Семериковой Е.А., представителя заинтересованного лица Департамента труда и занятости населения Вологодской области по доверенности Рогозина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
20.02.2012 Департаментом труда и занятости населения Вологодской области проведена плановая выездная проверка закрытого акционерного общества Банк "Вологжанин" (далее ЗАО Банк "Вологджанин", Банк), которой установлено нарушение Банком закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области".
На основании составленного по результатам проверки Акта N 5 от 20.02.2012 начальником Департамента труда и занятости населения Вологодской области Даценко И.П. 24.02.2012 вынесено предписание N 2 по устранению выявленных нарушений, согласно которому председателю правления ЗАО "Банк "Вологжанин" необходимо в срок до 13.03.2012 принять на работу инвалидов в счет установленной квоты.
03.05.2012 ЗАО "Банк "Вологжанин" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Департамента труда и занятости населения Вологодской области N 2 от 24.02.2012 года.
Требования истец мотивировал тем, что среднесписочная численность работников ЗАО "Банк "Вологжанин" по состоянию на 20.02.2012 составила 162 человека. При наличии квоты по приему инвалидов в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьей 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов" в количестве трех человек, в ЗАО Банк "Вологжанин" фактически трудоустроено 2 человека, имеющих инвалидность, в отношении третьего (вакантного) рабочего места представлены сведения в Центр занятости населения. Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о выполнении Банком требований действующего законодательства о трудоустройстве инвалидов, а предписание N 2 от 24.02.2012 нарушает права и законные интересы Банка, поскольку содержит требование, обязывающее ЗАО "Банк "Вологжанин" совершить действия, не предусмотренные действующим законодательством.
Просил признать незаконным предписание Департамента труда и занятости населения Вологодской области N 2 от 24.02.2012 и отменить его.
В судебном заседании представитель заявителя ЗАО "Банк "Вологжанин" по доверенности Семерикова Е.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Департамента труда и занятости населения Вологодской области по доверенности Паничкин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО "Банк "Вологжанин" по доверенности Семерикова Е.А., не приводя новых доводов, просит отменить решение суда по мотиву неправильного применения судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент труда и занятости населения Вологодской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО Банк "Вологжанин" без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
В целях реализации положений федерального законодательства в Вологодской области принят закон от 22.10.2004 N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области", согласно которому организациям, расположенным на территории Вологодской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
Статьей 24 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Из пункта 3 статьи 25 Закона РФ N 1032-1 следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Из материалов дела следует, что исходя из среднесписочной численности работников ЗАО Банк "Вологжанин" на 20.02.2012 Банком должны быть трудоустроены трое граждан с ограниченными возможностями, фактически работают два человека, при этом в службу занятости организацией своевременно предоставляется информация о фактическом трудоустройстве инвалидов (выполнении квоты) и о наличии вакансий для лиц с ограниченными возможностями.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о выполнении ЗАО "Банк "Вологжанин" обязанностей в обеспечении занятости инвалидов, установленных статьей 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
При этом, статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, что подразумевает добровольность вступления в трудовые правоотношения обеих сторон трудового договора.
Кроме того, Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
С учетом изложенного, предъявленное к ЗАО Банк "Вологжанин" требование, обязывающее последнее в определенный предписанием срок принять на работу инвалидов в счет установленной квоты - противоречит требованиям действующего трудового законодательства и не обусловлено требованиями законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
При указанных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 12.05.2012 - отменить.
Принять по делу новое решение.
Предписание Департамента труда и занятости населения Вологодской области N 2 от 24.02.2012, которым председателю правления ЗАО Банк "Вологжанин" предписано принять на работу инвалидов в счет установленной квоты до 13.03.2012 - признать незаконным и отменить.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.