Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Коничевой А.А.,
судей Мищенко С.В., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Поликиной Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кострова С. Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 июня 2012 года, которым Кострову С. Н. отказано в исковых требованиях к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании права на предоставление жилой площади по Федеральному закону пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мищенко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костров С.Н. проходил военную службу с "ДАТА" и приказом Министра обороны Российской Федерации N... "ДАТА" был уволен в запас по сокращению штатов (л.д. 38, 42). Во исполнение данного приказа "ДАТА" командир воинской части N... своим приказом N... исключил Кострова С.Н. из списков личного состава части (л.д. 6). Общий срок продолжительности военной службы у истца составляет более 9 лет.
С "ДАТА" Костров С.Н. был поставлен на учет для получения жилой площади в городе ... района ... области, с которой был снят в связи с выездом за пределы города ... (л.д. 8, 9).
Постановлением главы ... муниципального района N... от "ДАТА" он был принят на учет для получения жилой площади в городе ... Вологодской области в очередь "воины-интернационалисты", с которой снят "ДАТА" в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование (л.д. 10).
"ДАТА" семья Кострова С.Н. из трёх человек вновь поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, под N... (л.д. 11).
16.01.2012 Костров С.Н. обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании права на предоставление жилой площади.
Требования мотивированы тем, что он, будучи офицером Вооруженных сил СССР, "ДАТА" года был уволен по сокращению штатов. Во время службы участвовал в боевых действиях в Афганистане. После увольнения со службы переехал вместе с семьёй на постоянное место жительства в город ... области, где встал в очередь на получение жилья, в которой состоял до момента его убытия на другое постоянное место жительства "ДАТА", так и не получив жилья. На новом месте жительства в городе ... Вологодской области он был поставлен на учет для получения жилой площади в очередь "воины-интернационалисты" под N... и в общую очередь под N..., с которой снят "ДАТА" в связи с выездом на место жительства в ... область. "ДАТА" истец с семьёй вернулся обратно в город ..., где постановлением администрации города ... N... от "ДАТА" его семья из трёх человек признана малоимущей, а Костров С.Н. вновь поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под N.... Своего жилья нет, снимают квартиру. Считал, что ему в "ДАТА" - "ДАТА" исполком города ... области обязан был предоставить жильё в первую очередь, и не позднее трёхмесячного срока, как офицеру Вооруженных сил СССР, уволенному по сокращению штатов. Полагал, что на него распространяется порядок, условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть за счет средств федерального бюджета. С "ДАТА" года истец состоит в очередях на получение жилья и до настоящего времени не получил жилой площади. В связи с чем считал, что нарушено его право на предоставление жилой площади на основании вышеуказанных Федеральных законов.
Просил признать право на предоставление жилой площади по пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и по пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В судебном заседании истец Костров С.Н. исковые требования изменил и просил признать его право на предоставление жилой площади по пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Кроме того, пояснил, что служил 9 лет и был уволен по сокращению штатов.
Представитель ответчика - Департамента развития муниципального образования Вологодской области по доверенности Соколова Н.А. просила в исковых требованиях истцу отказать, поскольку считала, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Костровым С.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истец имеет менее 10 лет общей продолжительности военной службы, состоит на учете с "ДАТА", уволен по сокращению из военной службы, а также на то, что истец не подтвердил свое право на льготы удостоверением по форме, устанавливаемой Министерством обороны.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации распространяются порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 (далее Положение о льготах для военнослужащих) военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Данный нормативный акт утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N 60 лишь с 19.03.2012, т.е. после подачи Костровым С.Н. иска в суд, следовательно, должен быть применен при рассмотрении данного дела.
Из смысла указанной правовой нормы следует, что лица офицерского состава, уволенные в запас по сокращению штатов (независимо от общей продолжительности военной службы) должны были обеспечиваться жилыми помещениями в первоочередном порядке в течение трех месяцев после прибытия к месту жительства.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Костров С.Н. имел право на обеспечение жилым помещением, начиная с даты постановки его на учет в городе ... области, т.е. с "ДАТА".
Такое же право у него возникло с "ДАТА" после переезда в город ... Вологодской области, когда истец был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Указанная обязанность по обеспечению истца жилым помещением государством исполнена не была, в чем, по мнению суда апелляционной инстанции, вина Кострова С.Н. отсутствует.
При этом судебная коллегия учитывает, что пункт 6 Положения о льготах для военнослужащих устанавливал, что во всех случаях, когда нарушены права или законные интересы лиц, имеющих право на предусмотренные настоящим Положением льготы, государственные органы и должностные лица принимают необходимые меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов этих лиц по собственной инициативе или по просьбе заинтересованных граждан и организаций.
Следовательно, не предоставив истцу положенное ему по действующему в тот период времени законодательству жилое помещение, государство нарушило его права, которые могут быть восстановлены только путем признания за Костровым С.Н. права на предоставление жилого помещения за счет федерального бюджета.
Ссылка суда на то, что истец не предоставил удостоверение по форме, устанавливаемой Министерством обороны, которое подтверждает его право на льготы также является несостоятельной, поскольку на основании пункта 7 Положения о льготах для военнослужащих лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, выдаются, по их просьбе, удостоверения по форме, устанавливаемой Министерством обороны. В случаях, когда льготы могут быть предоставлены на основании имеющихся данных, они должны предоставляться и без указанных удостоверений.
Судебная коллегия не может также согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что одним из оснований для отказа в удовлетворении иска является постановка истца на учет нуждающихся в жилых помещениях лишь "ДАТА", т.е. после "ДАТА", поскольку, как было указано, Костров С.Н. ранее уже состоял на таком учете, однако жилого помещения не получил.
Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 2.2, 2.3 Постановления от 05.04.2007 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" указал, что при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, законодателю надлежало иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 N 13-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 03.06.2004 N 11-П и от 15.06.2006 N 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 415-О, от 27.06.2005 N 231-О и от 01.12.2005 года N 428-О).
Таким образом, положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01.01.2005, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 01.01.2005, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела учитывает Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило".
Данным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005, так и после этой даты.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что незаконным является отказ Департамента муниципальных образований Вологодской области в постановке Кострова С.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающие с ними члены их семей" по тому основанию, что он не обращался для постановки на очередь как уволенный военнослужащий до 01.01.2005.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 27.06.2011 N 735 формирование сводного списка указанной категории граждан осуществляется Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене и, принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены, но судом им дана неправильная оценка, считает необходимым вынести новое решение об удовлетворении исковых требований Кострова С.Н.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать за Костровым С. Н. право на предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета по категории "граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающие с ними члены их семей".
Председательствующий: А.А. Коничева
Судьи: С.В. Мищенко
Н.Э. Чернышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.