Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 01 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Ермакова М.И., Курочкиной И.А.,
при секретаре Белоусовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саттарова К.А. об оспаривании решения Управления федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курской области,
по апелляционной жалобе Саттарова К.А.на решение Ленинского районного суда города Курска от 28 мая 2012 года, которым заявителю отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Ермакова М.И., объяснения заявителя Саттарова К.А. и его представителя по доверенности Шатохина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей заинтересованных лиц УФМС России по Курской области по доверенности Соколова Е.С. и УФСБ России по Курской области по доверенности Денисова С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
20.05.2011года на основании решения УФМС России по Курской области N гражданину Республики Узбекистан Саттарову К. А. выдано разрешение на временное проживание до 20.05.2014 года.
20.03.2012 года решением УФМС России по Курской области N разрешение на временное проживание Саттарова К.А. аннулировано на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Саттаров К.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Курской области от 20 марта 2012 года N. В обоснование заявленных требований указал, что решение УФМС России по Курской области от 20 марта 2012 года N не обоснованно и не основано на законе. При вынесении решения ему не были пояснены причины аннулирования разрешения на временное проживание, не была предоставлена квалифицированная юридическая помощь, переводчик, не были разъяснены права и обязанности, в связи с чем, просит отменить данное решение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Саттаровпросит отменить решение как незаконное. Мотивируя тем, что суд не проверил обстоятельства, послужившие основанием для отмены РВП, чем нарушил требования ст.ст.8,6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года. При принятии решения об аннулировании РВП были нарушены положения Административного регламента по предоставлению ФМС услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115- ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.6 указанного Закона территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок выдачи и аннулирования разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, в соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона N 115- ФЗ определен приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 40 (ред. от 21.05.2010, с изм. от 30.05.2011) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации".
В соответствии с Административным регламентом (п.53) проверка наличия оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации проводится сотрудником ФМС, уполномоченным на рассмотрение заявления, путем направления соответствующих запросов произвольной формы, подписанных руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем, в территориальные органы внутренних дел, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче разрешения и отнесенных к компетенции указанных органов. В письменных запросах указываются основные анкетные данные заявителя, место пребывания, предполагаемое место временного проживания, источник средств существования, место работы (в том числе предполагаемое).
Пунктом 82 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения является получение территориальным органом ФМС России информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для указанного аннулирования (пункт 50 Административного регламента).
В соответствии с п.83 Административного регламента при выявлении указанных оснований уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица.
По результатам проведенной проверки в соответствии с п.84 Административного регламента уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение (приложение N 5 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Из материалов дела усматривается, что 16.02.2012 года в адрес начальника УФМС России по Курской области направлено сообщение из УФСБ РФ по Курской области, где предлагается в соответствии с положениями пункта 1 ст.7 ФЗ от 25 июля 2002г. N 115- ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" аннулировать ранее выданное гражданину Республики Узбекистан Саттарову К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разрешение на временное проживание в РФ, поскольку он может своими действия создавать угрозу безопасности РФ.
По поступившему из УФСБ России по Курской области обращению, уполномоченным сотрудником УФМС России по Курской области проведена проверка и вынесено мотивированное заключение об аннулировании разрешение на временное проживание в Российской Федерации заявителю.
Заключение мотивированно содержанием обращения УФСБ России по Курской области, сведениями о Саттарове, его личных данных и месте жительства.
Данный документ подписан уполномоченным сотрудником, согласован с заместителем начальника УФМС России по Курской области и утвержден руководителем миграционной службы субъекта федерации ( N).
Указанные обстоятельства опровергают доводы апелляционной жалобы о нарушении Административного регламента при принятии решения об аннулировании РВП в отношении Саттарова.
В силу ст.1ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на федеральную службу безопасности.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с пунктом "л" ст.13 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности", выполняя указанную задачу, вправе вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Статьей 13.1 этого же Закона предусмотрено, что к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 9 Указа Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" к функциям ФСБ России для решения основных задач отнесено участие в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
Таким образом, УФСБ России по Курской области является компетентным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации, имеющим право оценки деятельности иностранного гражданина - заявителя по настоящему делу, как представляющую угрозу национальной безопасности, было вправе обращаться в миграционную службу с соответствующим предписанием, которое является обязательным при принятии окончательного решения УФМС России по Курской области по вопросу аннулирования разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2004г. N 928 (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) к числу полномочий указанной миграционной службы не было отнесено полномочие по проверке правильности и обоснованности предписания, выданного органами федеральной службы безопасности, по оценке или переоценке деятельности иностранного гражданина по вопросу представления угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Соответственно решение УФМС России по Курской области об аннулировании разрешения Саттарова на временное проживание в РФ по подпункту 1 пункта 1 ст.7 ФЗ от 25.07.2002 N 115- ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принято в соответствии с законом.
При этом действия УФСБ России по Курской области заявителем в суд не обжаловались.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение УФМС России по Курской области об аннулировании РВП Саттарову соответствует требованиям Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, содержит прямую ссылку на норму Федерального закона, предусматривающую конкретное основание для аннулирования разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, а также обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого решения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя на уважение личной и семейной жизни, нарушении международных норм о гарантированности прав в сфере семейной жизни, решением об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации, коллегия полагает не состоятельными.
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Так, п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.) и п.3 ст.2 Протокола N к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963г.) следует, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.) не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение частной и семейной жизни права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанные положения согласуются с положениями ст.4 и ст.55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ст.62 Конституции России о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В оспариваемом решении органа миграционной службы имеется ссылка на конкретное правовое основание аннулирования разрешения на временное проживание заявителя на территории Российской Федерации - подпункт 1 пункт 1 ст.7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и обстоятельства - получение сообщения УФСБ России по Курской области о выявлении оснований для аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание, и оно полностью соответствует нормам права.
Судом правильно указано, что решение комиссии УФМС России по Курской области по предоставлению гарантированных выплат участником Государственной программы и членам их семей по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, не является препятствием для аннулирования разрешения на временное проживание при наличии установленных по делу оснований.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводы суда, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Курска от 28 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Саттарова К.А. без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.