Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Сидорова В.В.
по докладу судьи Шелудько В.В.
при секретаре Жданове Е.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования Белоглинский район Коклина А.Н. на решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Белоглинский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на соблюдение законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, на земельном участке, расположенном под лесополосой, примыкающем к юго-западному углу земельного участка ОАО "Белоглинский элеватор", обнаружена несанкционированная, стихийная свалка твердых бытовых отходов. Земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка, не пригоден для размещения полигонов твердых бытовых отходов, так как входит в состав межселенной территории. Прокурор полагает, что администрацией муниципального образования Белоглинский район не принимается должных мер по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а также по реализации полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на межселенных территориях. Считает, что данным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Белоглинского района Врублевский Э.Н. поддержал заявленные требования.
Представители администрации муниципального образования Белоглинский район Русакова И.В. и Митрова Л.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Белоглинский район, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на соблюдение законодательства об отходах производства и потребления. Суд обязал администрацию муниципального образования Белоглинский район очистить и организовать вывоз отходов с территории полезащитной полосы, расположенной в границах плана СПК "Нива" секция 3 контур 28.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования Белоглинский район просит решение суда отменить, как незаконное, принять новое решение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Указывает, что судом не принято во внимание, что к участию в деле необходимо было привлечь администрацию Белоглинского сельского поселения Белоглинского района, поскольку ТБО должны быть собраны и вывезены с места несанкционированной стихийной свалки на указанном земельном участке именно усилиями администрации сельского поселения.
В возражениях на жалобу прокурор Белоглинского района Завальнюк Ю.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что при проведении прокуратурой Белоглинского района проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, установлено наличие на земельном участке, расположенном под лесополосой, примыкающем к юго-западному углу земельного участка ОАО "Белоглинский элеватор", несанкционированной стихийной свалки твердых бытовых отходов. Указанная территория замусорена бытовыми отходами (пластиковыми бутылками, картонными коробками, полиэтиленовыми пакетами, прочим мусором), отходами животноводческой деятельности, в том числе трупами скота, что подтверждается фото-таблицей (л.д. 9-10).
Согласно п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил N 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, временное складирование отходов производства потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. ст. 11, 13, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отсутствует акт ввода полигона в эксплуатацию, отсутствует гидрогеологическое заключение о возможности размещения полигона ТБО, собственник полигона ТБО не определен, мероприятия по межеванию земельного участка под полигоном ТБО не проводились. Данный полигон ТБО находится в неудовлетворительном состоянии, так как не имеет круговой обваловки территории, ограждений по всему периметру, освещения, подъездные пути не оборудованы, отходы не сортируются и не учитываются.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативны (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, захламление земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по данным Белоглинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (выкопировка из дежурной кадастровой карты Белоглинского района) данный земельный участок входит в состав межселенной территории (л.д. 11).
При рассмотрении дела судом первой инстанции обоснованно указано на несостоятельность доводов представителя ответчика об отсутствии на территории района межселенных территорий. Указанные доводы опровергаются сведениями Управления Росреестра, а также картой-схемой границ с.Белая Глина Белоглинского района, утвержденной в приложениях NN 1, 11 к постановлению ЗСК Краснодарского края от 19.12.2006 N 2743-П "Об установлении границ административно-территориальных единиц Белоглинского района Краснодарского края".
Исследовав представленные материалы, судом сделан обоснованный вывод, что данные неиспользуемые земли относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
На основании ч.2 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что администрацией муниципального образования Белоглинский район не принимается должных мер по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а также по реализации полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на межселенных территориях, что привело к образованию несанкционированной, стихийной свалки на данном земельном участке.
Несостоятельны доводы ответчика о том, что на территории Белоглинского района для свалки твердых бытовых отходов уже используется иной участок, который предоставлен в аренду МУП "Санитарная очистка", имеющего соответствующую лицензию.
Наличие отведенного для целей утилизации определенного земельного участка не освобождает администрацию муниципального образования Белоглинский район об обязанности устранения либо приведения в соответствии иных мест несанкционированных свалок.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что предоставленная копия лицензии содержит сведения о том, что она выдана МУП "Санитарная очистка" на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д.22-23).
Вместе с тем, судом обоснованно указано, что предметом данного спора являются несанкционированные свалки бытовых, а не опасных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Судом при рассмотрении дела достоверно установлено, что в данном случае бездействием администрации муниципального образования Белоглинский район нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования, заявленные прокурором Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования Белоглинский район Коклина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.