Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Казакова Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
при секретаре Климчук В.Н.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности М.В. Ковалевского на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар.
В обосновании требований указал, что прокуратурой г. Краснодара проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В результате проверки, проведенной прокуратурой города Краснодара совместно с сотрудниками Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на территории МО г. Краснодар выявлены две свалки бытовых и промышленных отходов, выведенные из эксплуатации, но не рекультивированные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Вышеуказанные объекты размещения бытовых и промышленных отходов (далее - объекты) расположены по адресу: " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты ") и " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты "). Согласно информации (письма) администрации МО " адрес обезличен " (исх. от " дата обезличена ") свалка отходов, расположенная на " адрес обезличен ", площадью " данные изъяты ". м, общий объем размещенных отходов " данные изъяты ", закрыта в 80-х годах; свалка отходов, расположенная на " адрес обезличен ", площадью " данные изъяты ", общий объем размещенных отходов " данные изъяты ", закрыта в 1991 году. Оба указанных объекта находятся в собственности МО " адрес обезличен " и переданы ОАО Мусороуборочная компания" как нефункционирующие места размещения промышленных и бытовых отходов по договорам аренды земельных участков от " дата обезличена " N и .
Однако, как установлено в ходе проверки, в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией МО г. Краснодар до настоящего времени работы по рекультивации вышеуказанных объектов размещения отходов, не проведены. Таким образом, администрация МО г. Краснодар допущены нарушения обязательных требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в данном случае при эксплуатации объектов бытовых и промышленных отходов. В результате бездействия администрации МО г. Краснодар нарушаются требования Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью.
Просил суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления- администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию работ по рекультивации земельных участков по " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты " и " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты "), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации земельных участков по " адрес обезличен " и " адрес обезличен ", занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", "Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем РФ 02.11.1996).
Обжалуемым решением заявление прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию работ по рекультивации земельных участков по " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты ") и " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты "), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством.
Обязал администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации земельных участков по " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты ") и " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты "), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством.
С данным решением администрации муниципального образования город Краснодар не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит суд решение отменить. Полагает, что решение суда незаконно и необоснованно.
В обоснование апелляционной жалобы, в частности, представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности М.В. Ковалевский указывает на то, что согласно договоров аренды земельных участков и от " дата обезличена ", заключенных между администрацией муниципального образования город Краснодар и ОАО "Мусороуборочная компания", земельные участки по " адрес обезличен " в " адрес обезличен " предоставлены последнему во владение и пользование для размещения нефункционирующего места захоронения промышленных и бытовых отходов. Таким образом, администрацию МО город Краснодар нельзя признать лицом, допустившим неисполнение обязанности по организации работ по рекультивации земельных участков, занятых объектами размещения отходов.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не подано.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, выслушав пояснения прокурора Гребенюк О.Б. судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 мая 2012 года не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования город Краснодар.
Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
Согласно ч. 1 ст. 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что прокуратурой г. Краснодара была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки на территории МО г. Краснодар были выявлены две свалки бытовых и промышленных отходов, выведенные из эксплуатации, но не рекультивированные, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные объекты размещения бытовых и промышленных отходов расположены по адресу: " адрес обезличен " (кадастровый " данные изъяты ") и " адрес обезличен " (кадастровый номер " данные изъяты ").
Согласно материалов дела, из писем администрации МО " адрес обезличен " от " дата обезличена ", " дата обезличена " и от " дата обезличена " свалка отходов, расположенная на " адрес обезличен ", площадью " данные изъяты " кв.м., общий объем размещенных отходов " данные изъяты ", закрыта в 80-х годах; свалка отходов, расположенная на " адрес обезличен ", площадью " данные изъяты ".м, общий объем размещенных отходов " данные изъяты ", закрыта в 1991 году. Оба указанных объекта находятся в собственности МО " адрес обезличен " и переданы ОАО Мусороуборочная компания" как нефункционирующие места размещения промышленных и бытовых отходов по договорам аренды земельных участков от " дата обезличена " N и .
Однако, как установлено в ходе проверки, администрацией МО г. Краснодар до настоящего времени работы по рекультивации вышеуказанных объектов размещения отходов, не проведены.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией руководителя Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от " дата обезличена " , письмом заместителя главы МО г. Краснодар от " дата обезличена " , информацией (письмом) администрации МО г. Краснодар (исх. от " дата обезличена ").
В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г.N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г.N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Из материалов дела усматривается, согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с "Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем (02.11.1996 года) Рекультивация закрытых полигонов - комплекс работ, оправленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды.
Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.), решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д.
Рекультивация полигона выполняется в два этапа: технический и биологический. Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию. К нему относятся: получение исчерпывающих данных о геологических, гидрогеологических, геофизических, ландшафтно-геохимических, газохимических и других условий участка размещения полигона (свалки), создание рекультивационного многофункционального покрытия, планировка, формирование откосов, разработка, транспортировка и нанесение технологических слоев и потенциально плодородных почв, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений.
Для выработки решений по исключению влияния газохимического загрязнения атмосферы определяют состав и свойства образующегося биогаза, содержания органики, влажность и др. данные. С учетом полученных данных и анализа климатических и геологических условий расположения полигона составляется прогноз образования биогаза и выбирается метод дегазации и конструкция рекультивационного покрытия полигона.
Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению территории закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель. Биологический этап осуществляется вслед за техническим этапом рекультивации.
Работы по рекультивации закрытых полигонов составляют систему мероприятий, осуществляемых как в период эксплуатации, так и в процессе самого производства работ. Для определения объемов работ, выбора технологии и оборудования в период подготовки к проведению рекультивации производится паспортизация полигона по отчетным данным спецавтохозяйства, комбинатов благоустройства и т.д. по подчиненности, за весь период эксплуатации закрытого полигона.
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что администрацией МО г. Краснодар допущены нарушения обязательных требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в данном случае при эксплуатации объектов бытовых и промышленных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацию муниципального образования город Краснодар нельзя признать лицом, допустившим неисполнение обязанности по организации работ по рекультивации земельных участков судебная коллегия относиться критически.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского округа является обязанностью органов местного самоуправления поселения.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что ОАО "Мусороуборочная компания" земельные участки по назначению не использует.
В результате бездействия администрации МО г. Краснодар нарушаются требования Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что имеются основания для признания незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств и правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар следует удовлетворить.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 мая 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности М.В. Ковалевского- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.