РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,
с участием:
помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора МАРКОВОЙ О.А.,
представителя ответчика МКУ "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" - ТИМОНИНОЙ М.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-1525/2012 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
1 июня 2012 года Нижнетагильский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды, и просил обязать ответчиков в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать объект несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", а именно ликвидировать захламленность и привести в надлежащее санитарное состояние территорию размером 30х30 м и придорожную территорию 30х12 м, расположенные между жилым домом N по "адрес", магазином "..." ( "адрес"), торговым центром ( "адрес") и магазином "..." ( "адрес") в городе Нижний Тагил.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка обращения жителей "адрес" о захламленности территории, прилегающей к дому N по "адрес".
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом Роспотребнадзора, главным специалистом отдела дорожного хозяйства, благоустройства, транспорта и связи комитета по городскому хозяйству Администрации города выездной проверки доводов жалобы обнаружено следующее. На момент проверки участок размером "..." м, расположенный жилым домом N по "адрес", магазином "..." ( "адрес"), торговым центром ( "адрес") и магазином "..." ( "адрес"), содержится в неудовлетворительном состоянии: территория "..." захламлена не вывезенными мешками с твердыми бытовыми отходами и листвой ( "..." мешков), ветками. Производится сжигание неубранной листвы. Придорожный участок на указанной территории размером "..." м также захламлен ТБО. Согласно письму МУП "Тагилдорстроя" от ДД.ММ.ГГГГ уборка данной придорожной территории от ТБО не входит в обязанность его предприятия. Обязанность по уборке данной территории, примыкающей к нескольким зданиям, не разграничена, не установлено и на каком расстоянии от этих зданий, помещений закреплена территория для уборки.
В соответствии со статьями 28 и 29 (пункты 17, 21, 24, 25) Устава города Нижний Тагил к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды, создание условий для отдыха жителей и обустройства мест отдыха населения, утверждение правил благоустройства города.
Организация контроля за надлежащим выполнением услуг по благоустройству территории города, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов на основании статьи 3 Положения о комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил возложена на отраслевой орган Администрации города - Комитет по городскому хозяйству, являющейся юридическим лицом.
Следовательно, органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" и комитетом по городскому хозяйству не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами.
Захламленность территории оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Тем самым, нарушаются гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду".
Помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора МАРКОВА О.А. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержал. Дополнительно указала, что до настоящего времени захламленность не ликвидирована, мешки с мусором не вывезены, Администрация города привлечена к административной ответственности за допущенные нарушения.
Представитель ответчика МКУ "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" ТИМОНИНА М.В. в судебном заседании предъявленные требования не признала, указав, что требования прокурора не конкретизированы, размер территории, на которой размещены мешки с отходами, значительно меньше.
Представитель ответчика МКУ "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 8 указанного Федерального закона граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон определяет такие понятия, как охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1).
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3).
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (статья 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Факт несанкционированного размещения объекта отходов производства и потребления на территории муниципального образования " "адрес"" размером 30х30 м и придорожной территории 30х12 м, расположенные между жилым домом N по "адрес", магазином "..." ( "адрес"), торговым центром ( "адрес") и магазином "..." ( "адрес"), подтверждается: справкой Территориального отдела в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 11 мая 2012 года и постановлением Территориального отдела в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 13 июля 2012 года N 34/164 о назначении МКУ "Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил" административного наказания за правонарушение, предусмотренное статьей 6.3. КоАП РФ.
Выявленные нарушения противоречат требованиям пунктам 2.1.1, 4.8 СанПиН 42-128-4690-88, и пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования "Город Нижний Тагил" к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12 октября 2007 года N 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со статьей 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил.
Физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (статья 2 Правил).
Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил.
Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными Постановлением Администрации города от 14 августа 2009 года N 1403, осуществление контроля за соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции.
В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе: 1) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; 2) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих Правила, о возмещении ущерба.
Постановлением Администрации города от 13 июля 2009 года N 1126 утверждена муниципальная целевая программа "Совершенствование работы по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)" и предписано:
Управлению по экономике и ценовой политике Администрации города при формировании бюджета на очередной финансовый год включить объемы финансирования в сводную бюджетную заявку финансирования муниципальных программ;
Комитету по городскому хозяйству Администрации города при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию муниципальной целевой программы;
заместителю Главы Администрации города по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, транспорту, энергетике, связи и капитальному строительству осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления.
В соответствии с Положением о Комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской думы от 20 декабря 2007 года N 69, Комитет является отраслевым органом администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по вопросам управления жилищно-коммунальным и городским хозяйством города Нижний Тагил. Комитет обладает правами юридического лица.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; осуществляет организацию благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; координирует работу организаций жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи независимо от их форм собственности; готовит предложения о порядке и объемах финансирования затрат на содержание и эксплуатацию объектов городского хозяйства и представляет Главе города. Комитет осуществляет свою деятельность за счет средств местного бюджета.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Из ответа Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что земельные участки, расположенные между домами по "адрес" являются землями общего пользования. Предприятия потребительского рынка, расположенные по "адрес" обеспечивают своевременную уборку и вывоз отходов.
Суду не представлены документы, подтверждающие отнесение земельных участков, на территории которых размещены несанкционированные отходы, к собственности или владению третьих лиц, а также разграничение зоны ответственности собственников или владельцев зданий за содержание вышеуказанных земельных участков.
Вместе с тем, в судебном заседании представителем ответчика не опровергалось отнесение земельных участков, на которых размещены отходы, к землям общего пользования.
Доводы представителя ответчика о несоответствии размера территории, на котором размещены отходы, суд находит несостоятельными, поскольку допустимых доказательств тому не представлено. Представленные фотографии не в полной мере отражают размер территории, выход на местность и проверка территории документально не зафиксированы, замеры не проводились, прокурор на осмотр территории приглашен не был.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля, бюджетного планирования и финансирования экологических мероприятий, а также компетенции отраслевых органов, входящих в структуру Администрации города Нижний Тагил, суд считает необходимым возложить спорную обязанность одновременно на Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил и Администрацию муниципального образования "Город Нижний Тагил".
Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированного размещения объекта отходов производства и потребления - в течение 30 месяца со дня вступления решения суда в законную силу носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил" и муниципальное казенное учреждение "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления на территории размером 30х30 метров и придорожной территории 30х12 метров, расположенные между жилым домом N по "адрес", нежилым зданием по "адрес", нежилым зданием по "адрес" и нежилым зданием по "адрес" в городе Нижний Тагил Свердловской области, в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской области в течение месяца со дня вынесения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.