РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,
с участием:
истца БЕК В.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-749/2012 по иску БЕК В. А. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N при оценке пенсионных прав БЕК В.А. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 принято к зачету в специальный стаж педагогической деятельности "...". В специальный трудовой стаж БЕК В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зачтены периоды трудовой деятельности:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - руководитель детского хора, "..."; поскольку наименование учреждения и должности не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный руководитель, детский сад-ясли N, "..."; поскольку в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподаватель, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "...", и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподаватель, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "..."; поскольку в соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года,, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев - данное условие не соблюдено; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка;
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный руководитель в детском дошкольном учреждении и педагог музыкальной школы, "..."; данный период пенсионным органом не оценивался.
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ отказано.
17 февраля 2012 года истец БЕК В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил и Пригородному району Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, признании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ от отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении спорных периодов в специальный трудовой стаж, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец указала, что в период работы во Дворце культуры работала педагогом дополнительного образования, преподавала в детской хоровой студии, фактически занималась педагогической деятельностью. В период нахождения в "..." работала по месту службы военнослужащего супруга музыкальным руководителем в детском саду и педагогом в музыкальной школе. В спорный период работы в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях N работала на одну ставку. Работа в должности преподавателя музыкальной школы подлежит включению в специальный стаж поскольку наименование должности и учреждения соответствует Списку.
ДД.ММ.ГГГГ истцом исковые требования изменены, дополнительно просила включить в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - офицерский клуб гарнизона, инструктор по работе среди семей военнослужащих; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком, "..." театр муз. Комедии, артистка хора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебные сессии, "..." театр муз. комедии, артистка хора.
В обоснование дополнительных требований указала, что в период работы в гарнизонном клубе инструктором среди семей военнослужащих фактически работала преподавателем с детьми из семей военнослужащих, являясь педагогом дополнительного образования. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 должность инструктора включалась в специальный стаж. Учебные сессии и отпуск по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж, поскольку ранее действующее законодательство предусматривало включение указанных периодов в специальный стаж.
ДД.ММ.ГГГГ истец дополнила исковые требования, просила принять к зачету в специальный стаж период работы в Красноярском театре музыкальной комедии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - артистка хора.
В обоснование требований указала, что в период работы артисткой хора, руководитель хора в своей методике совместил теоретические знания о драматическом и музыкальном искусстве со сценической практикой. Обучающие методики и тренинги, наработанные в Красноярском театре музыкальной комедии стали для истца отправной точкой в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности. Работа в Красноярском театре музыкальной комедии явилась для нее стажировкой в приобретении профессиональных навыков в работе педагогом.
Истец БЕК В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования, основания и предмет иска поддержала.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии, в обоснование возражений по дополнительно заявленным истцом периодам указала следующее.
Период работы истца в должности инструктора по работе среди семей военнослужащих в офицерском клубе гарнизона не подлежит включению в специальный стаж, поскольку трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Сделать вывод об этом невозможно, никаких документов истцом представлено не было. Согласно действующим спискам должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также аналогичных списков, действующих в период осуществления истцом работы, ни инструктор, ни офицерский клуб не предусмотрены. Доказательств того, что осуществлялась педагогическая деятельность истцом не представлено.
Периоды работы в Красноярском театре музыкальной комедии также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку работа истца артисткой хора не подпадает под действие ни Положения N 1397, ни Списков N 463, 1067 или 781. Следовательно, и периоды отпуска по уходу за ребенком и учебные отпуска не подлежат включению в специальный стаж. Кроме того, находясь в учебных отпусках, истец не выполняла свои трудовые обязанности и педагогическую деятельность не осуществляла.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с указанными правилами, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Такие списки в отношении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, и Правила исчисления стажа педагогической деятельности были утверждены Правительством Российской Федерации Постановление N 1067 от 22 сентября 1999 года и Постановлением N 781 от 29 октября 2002 года.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Таким законодательством является Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (действовавшего до 22 сентября 1999 года), согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
В соответствии с решением об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составил "...".
Как усматривается из материалов дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала руководителем детского хора "..."; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала артисткой хора в "..." театре музыкальной комедии; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инструктором по работе среди семей военнослужащих в офицерском клубе гарнизона Войсковой части N.
Ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни ранее действующими Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1067 от 22 сентября 1999 года, ни Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (с изменениями и дополнениями от 12 апреля 1984 года N 313) должности "руководителя кружка", "руководителя детского хора", "инструктора по работе среди семей", "артистка хора" не предусмотрены.
Довод истца о тождественности выполняемых ею функций, условий и характере деятельности в должности "руководитель кружка", "руководитель детского хора" должности "педагога дополнительного образования" основан на неправильном толковании норм права, регулирующих данные отношения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьей Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования. Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранена и прежняя должность "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 19 ноября 2009 года N 16-В09-15.
Кроме того, Дворец культуры, Гарнизонный дом офицеров, Театр музыкальной комедии не относятся к внешкольным детским учреждениям и не являются образовательными учреждениями для детей, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является необходимым условием назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах, оснований для включения вышеуказанных периодов работы судом не усматривается и в данной части исковых требований следует отказать.
В то же время суд не может согласиться с ответчиком в той части решения, в которой он отказал во включении в специальный стаж работы истца периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях N Войсковой части N; и полагает неподлежащим к принятию к зачету период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении и педагога в музыкальной школе по месту службы супруга в "..." в качестве военнослужащего.
При принятии решения ответчик руководствовался положениями пункта 5 Правил исчисления стажа педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с которым работа в качестве музыкального руководителя, засчитывается при условии выполнения нормы педагогической нагрузки, и счел установленным, что выполнение такой нормы истцом не подтверждено. Указанные основания ответчик приводит и в отношении периодов работы истца в Германии.
С данными доводами ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.
Как указано выше, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года N 662 было утверждено разъяснение N 19, в соответствии с которым по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям.
В то же время в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления стажа педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Таким образом, если пенсия музыкальным работникам детского сада назначалась как воспитателю, а до 1 сентября 2000 года выполнение воспитателями учебной нагрузки не было обязательным, то оснований для отказа истцу во включении в ее педагогический стаж периодов работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя детского сада лишь по тому основанию, что не подтверждено выполнение педагогической нагрузки не имелось. Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца.
Следует при этом согласиться с обоснованностью решения ответчика в части непринятия в специальный стаж периодов работы, имевших место после 1 января 2001 года, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподаватель, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств "...""; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподаватель, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования " "..." детская школа искусств".
С учетом наименования должности истца и учреждения, в котором протекала ее работа в указанные периоды, следует, что в данном случае речь идет о ее работе в качестве преподавателя учреждения дополнительного образования для детей, т.е. в соответствии с пунктом 2 раздела "Наименование должностей" и пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В данном случае следует руководствоваться положениями пункта 12 Правил исчисления периодов педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 года N 781, в соответствии с которым работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Судом установлено, что ответчик в бесспорном порядке зачел истцу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж "...". С учетом периодов работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "..." и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "...", которые также подлежат зачету в стаж с учетом вышеизложенного в настоящем решении вывода суда, специальный стаж работы истца на указанную дату составит "...", что меньше, чем это предусмотрено пунктом 12 Правил.
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж работы истца спорных периодов ее работы после 1 января 2001 года не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования БЕК В. А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части непринятия к зачету в специальный стаж БЕК В. А. периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный руководитель, детский сад-ясли N, Войсковая часть, N.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж БЕК В. А. периоды работы: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный руководитель в детском дошкольном учреждении и педагог в музыкальной школе, "..."; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный руководитель, детский сад-ясли N, Войсковая часть, N.
В остальной части исковых требований БЕК В. А. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - руководитель детского хора, Дворец культуры Красноярского ЦБК; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - артистка хора, Красноярский театр музыкальной комедии, в том числе отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебные сессии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - инструктор по работе среди семей военнослужащих, офицерский клуб гарнизона, Войсковая часть N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподаватель, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств "...""; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - преподаватель, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования " "..." детская школа искусств"; и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.