Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г.Габдуллина
судей Г.А.Сахиповой, О.В.Вишневской,
при секретаре С.Р.Каримове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2012 года, которым постановлено:
Иск В.Б.Колесникова удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Набережные Челны включить в стаж на соответствующих видах работ В.Б.Колесникова:
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04 января 1985 года по 18 марта 1985 года; на учебных сборах с 10 сентября 1984 года по 25 сентября 1984 года;
- период работы с 26 октября 1989 года по 04 сентября 1995 года в должности цехового врача врачебного участка Ассоциации " "данные изъяты"";
- периоды работы с 25 июня 2010 года по 26 апреля 2011 года в качестве врача скорой станции скорой медицинской помощи МУП " "данные изъяты"";
и назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права - с 01октября 2011 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав объяснения представителя В.Б.Колесникова -Т.М.Ганиевой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Б.Колесников обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Набережные Челны (далее УПФР) о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование требований указывается, что ответчиком ему отказано в предоставлении права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку отсутствовал требуемый 30-летний специальный стаж медицинской работы.
В связи с этим, истец просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья с 26 июля 2011года, включив в медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды работы с 26 октября 1989 года по 04 сентября 1995 года в должности цехового врача Ассоциации " "данные изъяты"" и с 25 июня 2010 года по 26 июля 2011 года в качестве врача скорой медицинской помощи станции скорой медицинской помощи МУП " "данные изъяты"".
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель УПФР иск не признала.
Судом решение постановлено в выше приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УПФР, выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 26 октября 1989 года по 04 сентября 1995 года в должности цехового врача врачебного участка Ассоциации " "данные изъяты"" и с 25 июня 2010 года по 26 апреля 2011 года в качестве врача станции скорой медицинской помощи МУП " "данные изъяты"" по мотиву, что "ассоциация" и "муниципальное унитарное предприятие" не являются по своей организационно-правовой форме учреждениями здравоохранения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца с жалобой не согласился.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила).
В силу пункта 3 названных Правил работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей" названного Списка, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" этого Списка.
Как установлено судом, В.Б.Колесников с 18 августа 1981 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Ответчик в стаж на соответствующих видах работ истца на 26 апреля 2011 года засчитал 22 года 7 месяцев 19 дней.
При этом, в стаж на соответствующих видах работ В.Б.Колесникова не включён период нахождения на курсах повышения квалификации с 04 января 1985 года по 18 марта 1985 года и учебных сборах с 10 сентября 1984 года по 25 сентября 1984 года, период работы с 26 октября 1989 года по 04 сентября 1995 года в должности цехового врача врачебного участка Ассоциации "Россия" и период работы с 25 июня 2010 года по 26 апреля 2011 года в качестве врача скорой станции скорой медицинской помощи МУП " "данные изъяты"".
Удовлетворяя исковые требования В.Б.Колесникова, и включая в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии оспариваемые ответчиком указанные периоды работы, суд исходил из того, что истец осуществлял лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения.
Данные выводы суда основаны на исследованных материалах дела, мотивированы и соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в том числе, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Таким образом, в специальный стаж включается не только работа в учреждениях, указанных в Списке, но и в структурных подразделениях организаций, независимо от их организационно-правовой формы, указанных в п. 6 Правил.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Как следует из материалов дела, Ассоциация " "данные изъяты"" являлся структурным подразделением организации ООО " "данные изъяты"", оказывающим медицинскую помощь населению. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Так, согласно уточняющей справке .... от 20 сентября 2012 года, работая в Ассоциации " "данные изъяты"" в качестве цехового врача терапевта врачебного пункта, истец выполнял норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Основание выдачи справки книги приказов, лицевые счета, штатное расписание, должностные обязанности.
Согласно должностной инструкции врача-терапевта участкового цехового врачебного участка, врач-терапевт оказывает квалифицированную медицинскую помощь, определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает диагноз, назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия и т.д.
Пунктом 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что такое право дает работа в больницах всех наименований, в должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков).
Как видно из содержания лицензии, выданной Министерством здравоохранения Республики Татарстан, МУП "НЦРМБ" (ныне ГАУЗ "НЦРМБ") занимается медицинской деятельностью, оказывает медицинские услуги со следующей номенклатурой работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу; анестезиологии и реаниматологии, медицинской статистике, скорой медицинской помощи, лечебному делу. При осуществлении скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении скорой медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, психиатрии, скорой медицинской помощи.
Из представленных истцом доказательств, следует, что МУП "НЦРМБ", структурным подразделением которого является Станция скорой медицинской помощи, относится к медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения и имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе оказание скорой медицинской помощи.
Из должностной инструкции врача станции скорой медицинской помощи МУП "НЦРМБ" следует, что он оказывает населению постоянную, экстренную и неотложную медицинскую помощь; при получении вызова обеспечивает немедленный выезд бригады и прибытие на место вызова в пределах установленных временных нормативов.
Изложенные обстоятельства в совокупности позволяют прийти к выводу, что в указанные периоды истец осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем, у суда имелись основания для их включения в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии.
Доводы жалобы о том, что учреждения, в которых истец работал не поименованы в соответствующем Списке, не могут являться основанием для отмены решения суда.
По правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Поэтому право В.Б.Колесникова на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой им осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная).
Поэтому, то обстоятельство, что Список должностей и учреждений.. . от 29 октября 2002 года N 781 устанавливает перечень должностей для учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такого наименования как "общество", не могло служить основанием к отказу в зачислении спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
С учетом изложенного, оснований для признания решения суда незаконным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Возникшие между сторонами правоотношения судом определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в их совокупности и взаимосвязи.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.
В остальном решение, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04 января 1985 года по 18 марта 1985 года и учебных сборах с 10 сентября 1984 года по 25 сентября 1984 года лицами, участвующими в деле, не обжаловалось. Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.