Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Акчуриной Г.Ж., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Стрельцовой А.В.,
рассмотрев 18 июля 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сафонова И.М. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Сафонова И.М. к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании незаконными и отмене приказов Главного управления МЧС Росси по Оренбургской области о создании экзаменационной комиссии, о в несении изменений в должностной регламент, о возложении обязанностей и о наказании,
заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснения истца Сафонова И.М. и его представителя Зарипова Р.Ф., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика Васильева В.П., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сафонов И.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что с февраля 2007 года работает в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области в должности ***. Приказом начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от *** N *** "О применении дисциплинарного взыскания" он был предупрежден о неполном должностном соответствии согласно пункту 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Привлечение к дисциплинарной ответственности считал незаконным по следующим основаниям. Приказом Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 30.05.2011г. N 361, принятым во исполнение приказа МЧС России от 29.06.2005 г. N 498 "Об утверждении правил аттестации судоводителей на право управление маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России", указания Управления ГИМС МЧС России от 25.04.2011 г. N 22/1-1-362 "О включении в состав экзаменационных комиссий по аттестации судоводителей на право управления маломерными судами представителей Главных управлений МЧС России", создана экзаменационная комиссия Государственной инспекции по маломерным судам Оренбургской области для аттестации судоводителей на право управления маломерными судами. Полагал, что данный приказ издан с нарушениями требований пунктов 2.1, 2.2, 2.3 приказа МЧС России от 29.06.2005 г. N 498, приложения N 2 к приказу МЧС России от 29.04.2005 г. N 368 "Об утверждении перечня должностей государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей", с нарушением требований пункта 17 приказа МЧС России от 21.02.2005 г. N 92 "Об утверждении Положения о территориальном органе Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации", пункта 22 приказа МЧС России от 31.03.2005 г. N 220 "Об утверждении Положения о Центре ГИМС МЧС России по Оренбургской области". Полагал, что оспариваемым приказом нарушены его права по формированию состава экзаменационной комиссии, и, кроме того, в состав комиссии включены сотрудники Главного управления МЧС России по Оренбургской области, не аттестованные как специалисты водного транспорта и не наделенные полномочиями принимать экзамены. С 16.05.2011 года приказом начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области он был уволен. Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 02.08.2011 г. он был восстановлен на работе в должности ***. В устном докладе начальнику Главного управления МЧС России по Оренбургской области им было указано на нарушение аттестации граждан на право управления маломерными судами, а в письменном заявлении от 25.08.2011г. были поданы предложения по устранению недостатков, однако руководством Главного управления МЧС России по Оренбургской области никаких мер принято не было. В связи с этим обстоятельством, руководствуясь ст.15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" он отказался выполнять приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 30.05.2011 г. N 361. В результате этого в отношение него была проведена служебная проверка и приказом начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от *** он был предупрежден о неполном служебном соответствии.
Просил суд отменить приказ начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от *** "О применении дисциплинарного взыскания" со дня его принятия, отменить приказ начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 30.05.2011 г. N 361 "О создании экзаменационной комиссии Государственной инспекции по маломерным судам Оренбургской области для аттестации судоводителей на право управления маломерными судами" со дня его принятия.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, дополнительно просил суд отменить приказ от 07.07.2011 г. N 442 "О внесении изменений в приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 19.02.2010 г. N 96 и признать незаконным приказ от 05.07.2011 г. N34-к "О возложении обязанностей". В остальной части требования оставил без изменения.
В судебном заседании истец Сафонов И.М., его представитель - Зарипов Р.Ф., действующий по доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчика - Васильев В.П., Некрасов В.И., действующие на основании доверенностей, возражали в удовлетворении исковых требований.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований Сафонова И.М. отказано.
В апелляционной жалобе Сафонов И.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, принять по делу новое решение, удовлетворив его исковые требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 57 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 58 указанного Федерального закона РФ, перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В силу ст. 59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, приказом Врио начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 30.05.2011 г. N 361 создана экзаменационная комиссия Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Оренбургской области в составе председателя комиссии - Клюева В.И., а также членов комиссии: Сайфулина В.И., Янель С.И., Ромашко Ф.А., Михайлова Ю.В., Серяковой А.В. Пунктом 2 названного приказа в состав комиссии включены представители Главного управления МЧС России по Оренбургской области Пасечный А.В., Харламов А.С.
Приказом от 05.07.2011 г. N 34-к временное исполнение обязанностей по вакантной должности начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Оренбургской области возложено на *** Белова А.Н.
Приказом Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 07.07.2011 г. N 442 внесены изменения в приказ ГУ МЧС России по Оренбургской области от 19.02.2010 г. N 96, в соответствие с которыми из должностного регламента начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Оренбургской области исключены положения о том, что в период его отсутствия обязанности начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Оренбургской области исполняет его заместитель. В новой редакции должностного регламента исполняющий обязанности отсутствующего начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Оренбургской области назначается руководителем Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от *** N *** истец привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Основанием для применения к истцу дисциплинарного взыскания послужило нарушение пункта 5.6. Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России.
Согласно пункта 5.6. Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005г. N 498, бланки удостоверений заполняются на основании протоколов, подписываются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и заверяются печатью. Оформленные удостоверения в 5-дневный срок со дня получения экзаменационных протоколов высылаются в соответствующие инспекторские подразделения для вручения их судоводителям.
Из заключения служебной проверки от *** следует, что *** в *** проходило заседание экзаменационной комиссии, по результатам которой на право управление маломерными судами аттестовано 15 граждан. Председателем комиссии - *** Клюевым В.И. 24.08.2011г. документы по результатам аттестации были представлены начальнику отдела ГИМС ГУ МЧС России по Оренбургской области Сафонову И.М., который в категоричной форме отказался их подписывать. В нарушение пункта 5.6. Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не оформлены удостоверения 15 гражданам, успешно сдавшим экзамены на право управления маломерным судном. Кроме того, убывая в отпуск, истец не передал гербовую печать отдела ГИМС исполняющему обязанности начальника отдела ГИМС, в связи с чем тот был лишен возможности оформить удостоверения судоводителей сдавшим экзамены гражданам. По результатам проверки комиссия предложила Сафонова И.М. за нарушение пункта 5.6. Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, предупредить о неполном должностном соответствии.
Из письменного заявления от *** на имя Врио начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области усматривается, что истец считал незаконным приказ от 30.05.2011г. N 361. По его мнению, данный приказ противоречит положениям п.п. 2.1, 2.2 и 2.3 приказа МЧС России N 498 от 29.06.2005 г., приложения N 2 к приказу МЧС России от 29.04.2005 г. N 368 и пункта 17 приказа МЧС России от 21.02.2005 г. N 92.
Считал, что состав экзаменационной комиссии формировался без его участия или участия его заместителя, в состав комиссии включены сотрудники, не аттестованные как специалисты водного транспорта, не установлен распорядок работы комиссии.
Отказывая в удовлетворении иска о признании незаконным и отмене приказа Главного управления МЧС Росси по Оренбургской области N 361 от 30.05.2011 г. "О создании экзаменационной комиссии Государственной инспекции по маломерным судам Оренбургской области для аттестации судоводителей на право управления маломерными судами", суд обоснованно пришел к выводу о том, что состав экзаменационной комиссии мог быть определен лишь приказом непосредственного начальника истца - начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области, наделенного таким правом пунктом 1.9 Положения о порядке разработки, оформления и согласования проектов распорядительных документов в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области. Кроме того, отсутствие подписи истца и лица, его замещающего в листе согласования проекта оспариваемого приказа, само по себе, не может являться свидетельством незаконности оспариваемого приказа.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приказ N 34-к от 05.07.2011г. "О возложении обязанностей", прав и охраняемых законом интересов истца не нарушает, каких-либо обязанностей на него не возлагает, в связи с чем у суда не имелось оснований для признания приказа незаконным.
Поскольку Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нормативные акты МЧС России не возлагают на работодателя обязанности знакомить работника с издаваемыми им распорядительными документами, а оспариваемый приказ N 442 от 07.07.2011 г. "О внесении изменений в приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 19.10.2010 г. N 96" был издан начальником Главного управления МЧС России по Оренбургской области в пределах предоставленных ему полномочий, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сафонова И.М. в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене приказа N *** от *** "О применении дисциплинарного взыскания", суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, подробно проанализировал материалы служебной проверки от *** и исходил из того, что служебная проверка проведена в соответствии с порядком, установленным ст. 58-59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Сафонов И.М. ***. был ознакомлен с приказом о проведении служебной проверки. Выводы комиссии по результатам проверки о совершении Сафоновым И.М. дисциплинарного проступка нашли свое подтверждение в судебном заседании и не противоречат фактическим обстоятельствам дела. При этом, установив факт совершения истцом дисциплинарного проступка, суд установил, что истец обоснованно был привлечен к дисциплинарной ответственности, при наложении на Сафонова И.М. дисциплинарного взыскания каких-либо существенных нарушений порядка и процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности не допущено, наложение дисциплинарного взыскания произведено в соответствии с положениями ст. 57-59 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Довод жалобы о том, что суд ошибочно истолковал п.2 ст. 15 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N79-ФЗ является несостоятельным, поскольку в судебном заседании факт неправомерного поручения руководителя не установлен.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафонова И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.