Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10 июля 2012 года, по делу по иску Жуковой Н.Э. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на льготную пенсию, которым постановлено:
"иск Жуковой Н.Э. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение N и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 09.04.2012 г. об отказе Жуковой Н.Э. в назначении досрочной пенсии по старости в части отказа включения в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью периодов ее работы: с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. - в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты"; нахождении в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижении ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г.; в дополнительном отпуске до достижения ребенком возраста 3-х лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; периодов нахождения на курсах повышения квалификации за время работы с 02.09.1993 г. по 11.06.2003 г. в должности заместителя главного врача по лечебной и организационно - методической работе "данные изъяты"": с 08.02.1994 г. по 08.06.1994 г.; с 28.05.1997 г. по 07.07.1997 г. - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периоды работы с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. - в должности главного врача "данные изъяты""; по совмещению на 0,25 ставки врача психиатра-нарколога 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. в периоды работы с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. - в должности главного врача "данные изъяты" - в календарном исчислении 1 год работы за 1 год.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж работы Жуковой Н.Э., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы: с 25.10.1988г. по 13.08.1993 г.- в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты" в исчислении - как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; периоды нахождения на курсах повышения квалификации за время работы в должности заместителя главного врача по лечебной и организационно-методической работе "данные изъяты" с 08.02.1994 г. по 08.06.1994 г.; с 28.05.1997 г. по 07.07.1997 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; периоды работы с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. - в должности главного врача "данные изъяты""; по совмещению на 0,25 ставки врача психиатра-нарколога с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. в должности главного врача "данные изъяты"" - в календарном исчислении 1 год работы за 1 год, и назначить Жуковой Н.Э. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с даты первичного обращения в ГУ-УПФР- с 20.02.2012 г.
В остальной части - в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Жуковой Н.Э. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.00 коп".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по доверенности Лежневой Е.В., поддержавшей апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жукова Н.Э. обратилась в суд с иском, с учетом изменения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения N от 09.04.2012 г. и решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по угости от 07.03.2012 г. N, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 09.04.2012 г. в части исключения из стажа лечебной деятельности периодов работы в льготном и календарном исчислении, признание права на льготную пенсию, назначении пенсии с 20.02.2012 г.
Требования истец мотивировала тем, что 20.02.2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, так как имеет более 30 лет стажа лечебной деятельности. Решением N 106 от 07.03.2012 (протокол N 435 от 07.03.2012 г. заседания комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова) истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности. В решении от 07.03.2012 г. указано, что Жукова Н.Э. имеет 15 лет 04 месяца 01 день стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-Ф3, исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 и 20 лет 11 месяцев 19 дней льготного стажа, исчисленного с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2 П.
Впоследствии ответчик решение от 07.03.2012 г. отменил и решением N 171 от 09.04.2012 г. вновь отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа дающего право на досрочное назначении пении. В решении N 171 указано, что Жукова Н.Э. на момент обращения с заявлением имеет 15 лет 03 месяца 01 день стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 178-ФЗ, исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 178 и 20 лет 10 месяцев 19 дней стажа, исчисленного с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П. Как следует из протокола заседания комиссии N 694 от 09.04.2012 г. в специальный стаж не были включены периоды ее работы:
- с 01.11.1983 г. по 01.09.1984 г. в должности медсестры 2-го урологического отделения хирургического профиля "данные изъяты" N; с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. в должности врача - педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты" нахождение в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.; в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г.; в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. в период работы по должности врача-педиатра "данные изъяты" "данные изъяты" в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев, со ссылкой, что должность "медсестра" не предусмотрена Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, а также на Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N1066, п.п. 5.21 Разъяснения Министерства труда от 22.05.1996 г., Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397;
- с 01.07.1985 г. по 31.07.1985 г. в должности медсестры глазной клиники "данные изъяты" во время работы в этой клинике с 30.11.1984 г. по 01.12.1985 г. в должности медсестры в календарном исчислении 1 год работы за 1 год, со ссылкой, что в указанный период начисление заработной платы не производилось, отработанных часов не имеется;
- с 02.09.1993 г. по 11.06.2003 г. в должности заместителя главного врача по лечебной и организационно- методической работе "данные изъяты", по совмещению на 0,5 ставки врача психиатра - нарколога с 01.06.1998 г. по 10.06.2003 г. в "данные изъяты" по адресу "адрес"; нахождение на курсах повышения квалификации с 08.02.1994 г. по 08.06.1994 г., с 28.05.1997 г. по 07.07.1997 г., во время работы на должности заместителя главного врача по лечебной и организационно- методической работе "данные изъяты"" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; за исключением периодов нахождения в отпуске за свой счёт без сохранения заработной платы с 23.06.1994 г. по 23.06.1994 г., с 11.01.1995 г. по 13.01.1995 г., с 05.02.1996 г. по 07.02.1996 г., с 15.01.2003 г. по 15.01.2003 г., со ссылкой на Правила, утвержденные постановлением Правительства от 29.10.2002 г. N781 и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N516;
- с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. в должности главного врача "данные изъяты"", по совмещению на 0,25 ставки врача психиатра-нарколога в этот же период в календарном исчислении 1 год работы за 1 год со ссылкой на Постановление Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., что клиника " "данные изъяты" по своей организационно-правовой форме не является учреждением, и клиники не поименованы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781.
Полагая отказ в назначении пенсии необоснованным, истец обратилась в суд с указанным иском и просила признать решение N 171 от 09.04.2012 г., решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 07.03.2012 г. N106, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 694 от 09.04.2012 г. в части исключения из стажа лечебной деятельности периодов работы в льготном и календарном исчислении незаконными, признать право на льготную пенсию с 20.02.2012 г.
Рассмотрев возникший спор, суд, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова просит решение суда отменить в части включения истцу в трудовой стаж периодов с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. в должности врача - педиатра в "данные изъяты" N в "данные изъяты" нахождение в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г., в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г., в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. в период работы по должности врача-педиатра "данные изъяты" N "данные изъяты" в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а также периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в количестве 14 дней по уходу за детьми в возрасте до 12 лет; с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. по 19.02.2012 г. в должности главного врача "данные изъяты" по совмещению на 0,25 ставки врача психиатра-нарколога в этот же период в календарном исчислении 1 год работы за 1 год и вынести новое решение об отказе в иске в этой части, поскольку судом допущено нарушение норм материального права. Автор жалобы указывает, что порядок и условия исчисления стажа на соответствующих видах работ определяется законодательством для каждой категории досрочных пенсий и соответственно, подлежат применению только к конкретному виду досрочной пенсии; применение порядка исчисления стажа, предусмотренного для одного вида досрочной пенсии, при рассмотрении права на другой вид досрочной пенсии не допускается. Возможность применения иных законодательных актов в части исчисления стажа лечебной деятельности при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью законодательством не предусмотрена. Как ранее действующим законодательством (Постановлением СМ СССР от 06.09.1991 г. N464), так и ныне действующим законодательством (постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781) строго определены условия, при которых применяется льготный порядок исчисления стажа ? 1 год работы за 1 год и 6 месяцев при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Законодательством, действовавшим до принятия Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, регламентирующим порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет медицинским работникам, а именно Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 порядок льготного исчисления специального медицинского стажа для назначения пенсии 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, предусмотрен не был. В спорный период Жукова Н.Э. работала в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N в "данные изъяты", отсутствовала занятость в должностях и структурных подразделениях, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, а следовательно оснований для исчисления периода работы с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не имеется. Данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное азначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, только в оответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397. УПФР этот период включен 1 месяц как 1,2 месяца. Апеллятор полагает, что ссылка суда на Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. N 487-152 является необоснованной, поскольку указанное постановление регулировало трудовые отношения по оплате труда работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО "Межгорье"), выполняющих госзаказ, путем применения коэффициента по зарабтной плате, как за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а не правоотношения по пенсионному обеспечению, тем более при назначении пенсии медицинским работникам. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г., нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г., в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. имевшие место в период работы по должности врача-педиатра "данные изъяты" N "данные изъяты" также не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяца по основаниям, изложенным выше. Судом не учтено, что в период с 24.08.1992 г. по 06.09.1992 г. Жукова Н.Э. находилась в отпуске без сохранения заработной платы (пр.N 100-ок от 24.08.1992г.), который не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Наличие у ООО " "данные изъяты"" лицензий на осуществление медицинской деятельности само по себе не может являться основанием для включения спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку не любая деятельность по охране доровья населения дает право на досрочное пенсионное обеспечение, а лишь та, которая существляется в должностях и в учреждениях, поименованных в Списке..., то есть одновременно должны соблюдаться оба требования к занимаемой должности и к учреждению, в котором осуществлялась работа. УПФР полагает, что работая в ООО " "данные изъяты"", т.е. в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде общества с ограниченной ответственностью, у Жуковой Н.Э. не возникло права на включение этого периода работы в специальный стаж.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного ст.7 названного закона пенсионного возраста, не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23.06.2009 N 906-О-О, от 23.06.2009 N 906-О-О).
Такая дифференциация, однако должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства, соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N11-П).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым, реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Исходя, из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Материалами дела установлено, что протокол заседания Комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан от 07.03.2012 г. N 436 и решение N 106 от 07.03.2012 г. об отказе Жуковой Н.Э. в назначении досрочной трудовой пении по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения отменен Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова 09.04.2012 г. т.е. в отношении оспаривания данных документов суд правильно указал на отсутствие предмета спора.
Удовлетворяя требования Жуковой Н.Э. в части включения периодов работы в стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. в должности врача - педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты"; нахождение в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.; в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г.; в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г., с 24.08.1992 г. по 06.09.1992 г. в период работы по должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты", суд исходил из того, что согласно записи в трудовой книжке Жукова Н.Э. была принята на должность врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты" (приказ N 147-ок от 24.10.1988 г). Уволена по собственному желанию (приказ N 93-ок от 13.08.1993 г.), запись в трудовой книжке N 5 от 13.08.1993 г.- на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. N 487/152 период работы в "данные изъяты" N подлежит исчислению на льготных условиях из расчета один год за полтора года. Подтверждением записи в трудовой книжке служат: финансовая справка "данные изъяты" N236 от 31.08.1993 г., согласно которой на день увольнения по собственному желанию в связи с переменой места жительства 13.08.1993 г., Жукова Н.Э. получала надбавку вразмере 40 процентов за работу в трудных климатических условиях, вознаграждение за выслугу лет; протокол N 14 "заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего право рабочим и служащим на получение процентной надбавки за непрерывную работу" в "данные изъяты" N от 13.08.1995 г. согласно которому стаж работы с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. в календарном исчислении 4 года 09 месяцев 18 дней дающий Жуковой Н.Э. право на получение процентной надбавки за непрерывную работу 40 процентов; справка "данные изъяты" N 236 от 31.08.1993 г., где говорится, что на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. N487/152 период работы в в "данные изъяты" N подлежит исчислению на льготных условиях из расчёта один год за полтора года; ответ на запрос от 28.06.2011 г.; ответ на запрос в архив МО от 08.08.2011 г. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, в периоды работы, дающей право назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске по беременности и родам. Льготное исчисление может быть применено исключительно к периодам, когда гражданин непосредственно осуществлял трудовую деятельность, исполнял свои должностные обязанности. В соответствии с действующим до 06.10.1992 г. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N375/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" право на частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста полутора лет имеют работающие матери, при наличии трудового стажа не менее одного года. На тот момент у Жуковой Н.Э. стаж работы составлял более 3 лет.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о включении выше указанных периодов в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку суд принял во внимание нормы права, регулирующие порядок исчисления стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и применил нормы, не подлежащие в данном случае применению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в статье 83 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Порядок и условия исчисления стажа на соответствующих видах работ определяется законодательством для каждой категории досрочных пенсий (досрочные пенсии в связи с осуществлением педагогической, лечебной, творческой деятельности, пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненых к ним местностях и т.д.) и, соответственно, подлежат применению только к конкретному виду досрочной пенсии; применение порядка исчисления стажа, предусмотренного для одного вида досрочной пенсии, при рассмотрении права на другой вид досрочной пенсии не допускается.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, применяемые к периодам работы до 01.10.1993 г.; Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 утверждены Правила исчисления выслуги, применяемые к периодам работы до 01.11.1999 г.; Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 утверждены Правила исчисления сроков выслуги..., применяемые к периоду с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г., а также по желанию к периодам до 01.11.1999 г.; Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 утверждены Правила исчисления периодов работы... Вышеперечисленные правила применяются в совокупности со Списками должностей и учреждений..., действующими в соответствующий период времени.
Возможность применения иных законодательных актов в части исчисления стажа лечебной деятельности при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью законодательством не предусмотрена.
Как ранее действующим законодательством (Постановлением СМ СССР от 06.09.1991 г. N464), так и ныне действующим законодательством - Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 определены условия, при которых применяется льготный порядок исчисления стажа 1 год работы за 1 год и 6 месяцев при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Так, в соответствии с п.2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, применяемого к периодам работы до 01.11.1999 г., один год работы считать за один год и 6 месяцев врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных торо патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, зрачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, твержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 "лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечня (Приложение) один год работы засчитывается в стаж лечебной деятельности как один год и шесть месяцев".
Действовавшим до принятия Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 законодательством, регламентирующим порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет медицинским работникам (в частности, Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397) порядок льготного исчисления специального медицинского стажа для назначения пенсии 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, предусмотрен не был. Следовательно, льготное исчисление периодов лечебной деятельности 1 год работы за 1 год 6 месяцев может быть произведено только в случаях, предусмотренных законом. Применение указанного льготного порядка исчисления стажа при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в иных случаях, законодательством не предусмотрено.
В спорный период Жукова Н.Э. работала в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N в "данные изъяты" и у нее отсутствовала занятость в должностях и структурных подразделениях, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа. Следовательно, оснований для исчисления периода работы с 25.10.1988 г. по 13.08.1993г. как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не имеется.
Более того, данный период включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Жуковой Н.Э.,как следует из представленной распечатки стажа УПФР в оответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 из расчета 1 месяц работы за 1,2 месяца.
Ссылка суда на Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 г. N487-152 является необоснованной, поскольку указанное постановление регулировало трудовые отношения, в частности, оплату труда работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО Межгорье"), выполняющих госзаказ, путем применения коэффициента по заработной плате как за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а не правоотношения по пенсионному обеспечению (Определение Верховного Суда РФ от 3.03.2006г. N 49-В06-1), тем более при назначении пенсии медицинским работникам.
Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г., в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г., с 24.08.1992 г. по 06.09.1992 г. имевшие место в период работы по должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты" также не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяца по основаниям, изложенным выше.
С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести по делу в указанной части новое решение об отказе Жуковой Н.Э. в удовлетворении требований о включении периодов с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты", в том числе нахождение в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г., в дополнительном отпуске до достижения ребенком возраста 3-х лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Вместе с тем, УПФР период с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. включен истцу в льготном исчислении 1 месяц за 1,2 месяца, однако периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г., в дополнительном отпуске до достижения ребенком возраста 3-х лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. включены в календарном исчислении, с чем судебная коллегия согласиться не может, поскольку с учетом вышеназванных нормативных документов к данным периодам подлежит применению льготное исчисление, поскольку они имели место в период, когда Жукова Н.Э. непосредственно осуществляла трудовую деятельность.
Довод жалобы о незаконном включении в стаж истцу в льготном исчислении периода с 24.08.1992 г. по 06.09.1992 г., имевшего место в период работы по должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты", необоснован.
В соответствии с ч.2 ст.76 КЗоТ РСФСР, постановлением Центрального Комитета КПСС, совета Министров СССР от 22.01.1981 г. N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей (в редакции Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.01.1989 г. N27, с изм., внесенными распоряжением Совмина СССР от 30.10.1985 N2275р) в подпункте "б" пункта 3 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют в целях создания женщинам более благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей: предоставить начиная с 1981 года работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет:
дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск, имея в виду, что общая продолжительность отпуска работниц, пользующихся указанным дополнительным отпуском, не должна превышать 28 календарных дней;
первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время;
право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до 2 недель по согласованию с администрацией в период, когда позволяют производственные условия;
При этом, дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до 2 недель включался в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, сохранялось основное место работы, он мог быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно либо по частям.
У Жуковой Н.Э. указанный отпуск составлял продолжительность 14 дней, в период работы по должности врача-педиатра в "данные изъяты" N "данные изъяты", а следовательно, подлежит включению в стаж.
Доводы жалобы УПФР о необоснованном включении в календарном исчислении истцу периода работы в ООО "данные изъяты"" являются необоснованными.
Согласно записей в трудовой книжке Жуковой Е.Э., справки уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения пенсий выданной работодателем ООО " "данные изъяты"", приказа от 23.07.2003 г Жукова Н.Э. была принята на должность главного врача вышеуказанной клиники на полную ставку в соответствии со штатным расписанием.
Согласно списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 период в должности врача - руководителя учреждения (в данном случае у истца в должности врача ООО " "данные изъяты"" с 23.07.2003 г. по 29.09.2008 г. и с 13.10.2008 г. 19.02.2012 г., в том числе по совмещению на 0,25 ставки врача психиатра - нарколога в эти же периоды, подлежит, как правильно указал суд, в зачет стажа при условии осуществления врачебной деятельности.
На основании приказов директора ООО " "данные изъяты"" истцу было установлено совмещение 0,25 ставки врача - психиатра - нарколога в спорные периоды времени, которое в соответствии с ТК РФ не предусматривает увеличение рабочего времени, а возложенные обязанности позволяет выполнять в основное рабочее время. Осуществление работы на условиях совмещения выполнялось в основное время по должности главного врача, о чем свидетельствуют табели учета рабочего времени, должностная инструкция главного врача от 23.07.2003 г., согласно которой главный врач обязан заниматься лечебной работой: участвовать в ведении пациента, определять план его обследования с учетом возраста и диагностических задач, давать клиническую оценку состоянию пациента, назначать и проводить необходимое лечение, организовывать и самостоятельно проводить диагностические исследования; осуществлять консультативную работу и т.д. кроме того, Жукова Н.Э. является председателем врачебной комиссии, которая принимает решения о назначении для лечения пациентам психогропных веществ списков 2 и 3 "Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, подлежащих контролю в РФ и иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учёту". Кроме того, подтверждением осуществления истцом врачебной деятельности по должности главного врача, является приказ Министерства здравоохранения Саратовской области N 242-11 от 01.12.2010 г. о награждении Жуковой Н.Э. как практикующего, осуществляющего врачебную деятельность врача психиатра-нарколога Почетной грамотой "за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм".
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же, по своим функциональным обязанностям, должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежат закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности, нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поэтому, право Жуковой Н.Э. на получение пенсии, не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности.
Согласно представленным в материалы дела уставным документам ООО Клиника "Госпитальер" основныи видом деятельности клиники является - осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, клиника имеет лицензию на медицинскую деятельность, оказывает медицинскую помощь населению.
Пунктом 1.2.Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.06.2003 г. N229 предусмотрены "клиники".
Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии в данном случае должен решаться исходя из характера и специфики выполняемой работы по занимаемым должностям, нагрузки, а также с учетом направления деятельности данных учреждений (организаций).
Понятие "учреждение" раскрывается в гражданском законодательстве, а применительно к медицинским учреждениям, - также и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ст. 12). Указанные Основы устанавливают, что медицинские учреждения обязательно должны являться юридическими лицами.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами (ст. 14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан").
В толковании данном в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых она работал и т.п.).
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы. Содержащийся в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" термин "учреждение здравоохранения" применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и к коммерческим организациям здравоохранения, созданным в организационно-правовой форме "общество с ограниченной ответственностью", при наличии ряда условий.
ООО " "данные изъяты"" является юридическим лицом с частной формой собственности. Медицинская деятельность клиники является основной и единственной несмотря на наличие иных видов деятельности указанных в уставе, имеется ли штатное расписание в котором утверждены только медицинские должности, в том числе и поименована должность истца.
Судебная коллегия полагает, что выполняемая Жуковой Н.Э. работа с учетом режима работы имеет повышенные психофизиологические нагрузки, связанные с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в связи с чем районный суд правомерно включил период работы в ООО " "данные изъяты"" в стаж работы истцу в календарном исчислении.
Согласно таблице трудовой деятельности застрахованного лица Жуковой Н.Э. по включенным УПФР периодам работы, у нее по данным ответчика имеется 29 лет 11 месяцев 23 дня стажа дающего право на трудовую пенсию на момент ее обращения.
Однако при включении судом спорных периодов трудового стажа будет достаточно для назначения пенсии с момента обращения - 20.02.2012 г.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова удовлетворить частично.
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 10 июля 2012 года в части включения Жуковой Наталии Эрнестовне в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью периодов работы: с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. - в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N в "данные изъяты"; нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижении ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г.; в дополнительном отпуске до достижения ребенком возраста 3-х лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г. - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев отменить. Вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований Жуковой Н.Э. о включении в стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью периодов работы: с 25.10.1988 г. по 13.08.1993 г. - в должности врача-педиатра в "данные изъяты" N в "данные изъяты" отказать.
Включить Жуковой Н.Э. периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 26.09.1989 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижении ребенком возраста полутора лет с 27.09.1989 г. по 01.02.1991 г.; в дополнительном отпуске до достижения ребенком возраста 3-х лет с 02.02.1991 г. по 02.12.1991 г., с 24.08.1992 г. по 06.09.1992 г. - в льготном исчислении 1 месяц работы за 1,2 месяца.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.