Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.,
судей Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора Грековой Л.Р.,
при секретаре н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах Ходуновой Н.И. к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю в лице отдела N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и взыскании оплаты за время вынужденного прогула,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Мальдзигова В.И.,
на решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 23 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края, обращающегося в суд в интересах Ходуновой Н.И. удовлетворить частично.
Признать приказ руководителя отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю N 10-к от 27.03.2012г. об увольнении Ходуновой Н.И. с должности федеральной государственной гражданской службы старшего казначея отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, незаконным.
Восстановить Ходунову Н.И. в должности федеральной государственной гражданской службы старшего казначея Отдела N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю с 02.04.2012г.
В остальной части исковых требований прокурора района отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края обратился в суд в интересах Ходуновой Н.И. с иском к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю в лице отдела N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и взыскании оплаты за время вынужденного прогула. Требования мотивированы тем, что 30.03.2012г. согласно приказу N 10-к от 27.03.2012г. служебный контракт с Ходуновой Н.И. был прекращен, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы и отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, то есть по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Увольнение по указанным основаниям считает незаконным, так как должность старшего казначея, которую Ходунова Н.И. замещала в отделении по Новоселовскому району УФК по Красноярскому краю, после реорганизации такового сохранилась в отделе N 43 УФК по Красноярскому краю. В данной связи прокурор, уточнив исковые требования, просил признать незаконным увольнение Ходуновой Н.И. с должности федеральной государственной гражданской службы старшего казначея Отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю по п. 6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, восстановить Ходунову Н.И. в должности федеральной государственной гражданской службы старшего казначея в Отделе N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю с даты её увольнения - 02.04.2012г., взыскать в пользу Ходуновой Н.И. с Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю оплату за время вынужденного прогула за период с 02.04.2012г. по день вынесения судебного решения - 23.05.2012г. в сумме 46.185 руб. 83 коп., с зачетом выплаченной ей при увольнении компенсации в сумме 110.647 руб. 56 коп.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Мальдзигов В.И. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Мальдзигова В.И. и Отдела N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Паранина С.Ю., поддержавших доводы жалобы, истицы Ходуновой Н.И., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Грековой Л.Р., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся по делу судебное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ходунова Н.И. 12.05.2003г. была назначена на должность старшего казначея Отделения федерального казначейства по Новоселовскому району Красноярского края, которое 01.01.2005г. было переименовано в Отделение по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю. 03.08.2005г. с истицей заключен служебный контракт на неопределенный срок.
Приказом руководителя отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 27.03.2012г. N 10-к Ходунова Н.И. с 30.03.2012г. освобождена от занимаемой должности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ходуновой Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что в реорганизованном Отделе N 43 должность старшего казначея сохранилась, несмотря на изменение существенных условий служебного контракта, в связи с чем суд пришел к выводу, что занимаемая истицей должность не была сокращена, а потому у ответчика отсутствовали основания для увольнения Ходуновой Н.И. по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы и отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.
Установив, что занимаемая истицей должность не сокращена, в рассматриваемом случае имело место изменение существенных условий служебного контракта, о чем Ходунова Н.И. своевременно не уведомлялась, суд пришел к выводу о незаконности ее увольнения в связи с сокращением занимаемой должности, восстановив на службе в реорганизованном Отделе N 43 Управления в должности старшего казначея.
Судебная коллегия находит приведенный вывод суда основанным на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с государственной гражданской службой.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст.73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п.30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006г. N 63) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 и Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статьей 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.
В соответствии с ч.1 ст.31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч.4 ст.31 настоящего Федерального закона).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч.5 ст.31 Федерального закона).
Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше правовых норм следует, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, иную вакантную должность гражданской службы. Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.
Из материалов дела видно, что приказом Федерального казначейства России N 23 от 23.01.2012г. "О реорганизации управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" определено в целях оптимизации деятельности сети территориальных органов Федерального казначейства провести с 02.04.2012г. реорганизацию, в частности, Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в форме присоединения к нему Отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.
Приказом Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю N 30 от 16.01.2012г. определено признать утратившей силу организационно-штатную структуру отделения по Новоселовскому району. Провести с 02.04.2012г. в отделении по Новоселовскому району сокращение должности гражданской службы - руководитель отделения, категории "руководители". Руководителям отделений провести в отделениях с 02.04.2012г. сокращение должностей гражданской службы и должностей, не являющихся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Приказом руководителя N 1 от 30.01.2012г. отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю "О проведении организационно-штатных мероприятий и утверждении Рабочего плана по оптимизации деятельности в Отделении по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю" определено признать с 02 апреля 2012 года утратившей силу организационно-штатную структуру Отделения по Новоселовскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю. Сократить с 02.04.2012г. в Отделении, в том числе, должность гражданской службы старший казначей.
То есть, при реорганизации Управления в форме присоединения отделений в Отделении по Новоселовскому району УФК по Красноярскому краю произошло фактическое сокращение численности и штата работников Отделения.
В связи с проведением реорганизации в форме присоединения к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю отделение по Новоселовскому району Красноярского края прекратило свою деятельность как юридическое лицо.
Таким образом, реорганизация Управления предполагала прекращение существования должности старшего казначея Отделения, поскольку эта должность не могла быть сохранена в прежнем виде как должность старшего казначея Отделения, непосредственно подчиненного руководителю Отделения.
Из материалов дела также следует, что в структуре реорганизованного Управления должность имеет иное наименование - старший казначей Отдела N 43 Управления и иной, гораздо более широкий по сравнению с прежней должностью Ходуновой Н.И., круг должностных обязанностей, в том числе с бухгалтерским уклоном, и является подчиненной по отношению к начальнику Отдела N 43 Управления. Кроме того, предусмотрено обязательное наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. То есть, при реорганизации у ответчика существенным образом изменился должностной регламент старшего казначея отдела N 43 Управления.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что должности старшего казначея Отделения и старшего казначея отдела N 43 Управления являются двумя самостоятельными должностями в разных государственных органах, имеющими различные должностные обязанности, в связи с чем признает неверным вывод суда первой инстанции о том, что наименование должности старшего казначея во вновь созданном отделе сохранилось, а потому в рассматриваемом случае сокращения должности истицы не имелось, а лишь изменились существенные условия служебного контракта, так как данный вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, поскольку фактически имело место сокращение должностей гражданской службы у суда отсутствовали основания для восстановления Ходуновой Н.И. в должности старшего казначея Отдела N 43 Управления, так как данную должность в Отделе N 43 Управления истица ранее не замещала.
Ссылка прокурора в исковом заявлении на ст.29 Федерального закона N 79-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку в указанной норме говорится об изменении существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей, в то время как в рассматриваемом случае существенным образом изменены должностные обязанности для новой должности старшего казначея отдела N 43 Управления.
Как следует из материалов дела, Ходунова Н.И. была предупреждена представителем нанимателя о предстоящем сокращении занимаемой ею должности в установленном законом порядке за два месяца - 27.01.2012г., ей были предложены две должности: казначея 08.02.2012г. и специалиста первого разряда 27.03.2012г. Отдела N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, то есть все имеющиеся на указанный период вакантные должности, соответствующие уровню ее квалификации, профессиональному образованию и стажу гражданской службы, от которых она отказалась. Иных вакантных должностей у ответчика не имелось. Должность старшего казначея отдела N 43 Управления Ходуновой Н.И. не предлагалась, так как предусматривала обязательное наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, в то время как истица имела квалификацию зооинженера по специальности "зоотехния", что без получения высшего профессионального образования не соответствовало уровню профессиональных знаний должности старшего казначея отдела N 43 Управления, в связи с чем с учетом полученного образования, выполняемых должностных обязанностей, деловых и профессиональных качеств, стажа работы по специальности данная должность была предложена казначею С.М.Н.., которая дополнительно на протяжении семи месяцев исполняла обязанности главного казначея - главного бухгалтера Отделения.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что никаких нарушений со стороны работодателя относительно процедуры увольнения истицы с занимаемой должности гражданского служащего при реорганизации государственного органа в порядке ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе российской Федерации" допущено не было, следовательно, увольнение истицы по п.6 ч.1 ст.33 Закона N 79-ФЗ произведено с соблюдением требований Федерального закона "О государственной гражданской службе российской Федерации", в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении Ходуновой Н.И. в ранее занимаемой должности и связанных с ним требований о взыскании заработной платы, у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах решение суда законным быть признано не может.
Принимая во внимание то, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, но выводы суда основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующего порядок прохождения службы лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу судебного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором Новоселовского района в интересах Ходуновой Н.И. исковых требованиях в связи с их необоснованностью.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 23 мая 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах Ходуновой Н.И. к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю в лице отдела N 43 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и взыскании оплаты за время вынужденного прогула, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.