судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Охременко О.В.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л.Р.
при секретаре: Золототрубовой М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А. гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Карпечина Г.С. об оспаривании распоряжения администрации г. Красноярска, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе администрации г. Красноярска
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска N1499-ж от 16.12.2011 в части снятия Карпечина Г.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и исключении из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц.
Обязать администрацию г. Красноярска восстановить Карпечина Г.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Красноярска обратился в суд в интересах Карпечина Г.С. об оспаривании распоряжения администрации г. Красноярска от 16 декабря 2011 N1499-ж, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Свои требования мотивировал тем, что Карпечин Г.С. является инвалидом 2 группы по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
Решением жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 02 июля 1999 N 7 Карпечин Г.С. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, с составом семьи 3 человека.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 16 декабря 2011 N1499-ж Карпечин Г.С. снят с учета и исключен из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, со ссылкой на обеспеченность помещением свыше установленной нормы.
Указанное распоряжение прокурор Центрального района г. Красноярска просил признать незаконным в части снятия Карпечина Г.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию г. Красноярска восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация г. Красноярска подала на него апелляционную жалобу, в которой просила решения суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального права. Ссылается на необоснованность выводов суда о нуждаемости Карпечина Г.С. в улучшении жилищных условий.
Представители администрации г. Красноярска, Министерства строительства и архитектуры г. Красноярска о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещались должным образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Грекову Л.Р., Карпечина Г.С., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15 мая.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 17.04.1999г., действовавшая на момент постановке Карпечина Г.С. на учет) гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего закона гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
В редакции названного закона от 25 июня 2012 года указанная льгота сохранена, согласно п. 2 ст. 14 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с п. 1 части 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно пп. "ж" п. 7 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае", утвержденных Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01 марта 1990 года N63/3, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся инвалидами 1-й, 2-й группы, получившие инвалидность вследствие производственной травмы или профессионального заболевания, обеспеченные жилой площадью в размере 9 кв.м. на одного человека.
В соответствии с п.п. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Как следует из материалов дела, Карпечин Г.С. является инвалидом 2 группы по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
Решением жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 2 июля 1999 года N7 Карпечин Г.С. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС.
На момент постановки на учет, Карпечин Г.С. проживал в двухкомнатной квартире "адрес", общей площадью 42,2 кв. м., жилой площадью 25,5 кв.м. составом семьи 3 человека (Карпечин Г.С., его жена Карпечина Н.Ф., дочь Карпечина И.Г.). Указанное жилое помещение было предоставлено жене Карпечина Г.С. - Карпечиной Н.Ф. на основании ордера от 11 января 1988 года N1713 Н.К.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 16 декабря 2011 года N1499-ж на основании решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска (протокол N11 от 24 ноября 2011 года) Карпечин Г.С. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и исключен из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, в связи с обеспеченностью жилым помещением свыше установленных норм.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Определением Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2009 N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Согласно выпискам из финансово-лицевого счета ООО "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" Карпечин Г.С. до настоящего времени проживает в "адрес", общей площадью 42,2 кв.м., жилой площадью 25,5 кв.м., на регистрационном учете помимо Карпечина Г.С. состоят и проживают его дочь Карпечина И.Г. и внучка Карпечина Н.Р.
Указанная квартира на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 июля 2008 года принадлежит Карпечиной И.Г.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 6 октября 2011 года Карпечина И.Г. Карпечина Н.Р. признаны членами семьи Карпечина Г.С. для расчета размера субсидии при получении государственного жилищного сертификата.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, пришел к обоснованному выводу о незаконности снятия Карпечина Г.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку основания, которые давали ему право на улучшение жилищных условий не изменились, Карпечин Г.С. как на момент постановки на учет, так и на момент снятия с учета, проживает в одном и том же жилом помещении, с составом семьи 3 человека.
Решением жилищной комиссии от 24 ноября 2011 года семья Карпечина Г.С. снята с учета в связи с тем, что по норме, установленной для постановки на жилищный учет на территории г. Красноярска Постановлением администрации г. Красноярска от 14 апреля 2005 года N192 (менее 12 кв.м. на одно человека), обеспечена выше указанным жилым помещением, общая площадь которого 42,2 кв.м., свыше установленной нормы и не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, таким образом, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для семьи Карпечина Г.С. состоящей из трех человек составляет 54 кв.м., тогда как общая площадь жилого помещения, в котором проживает Карпечин Г.С. и члены его семьи 42, 2 кв.м.
Кроме того, как правильно указал суд, в соответствии с п.п. "ж" п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденными Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 N63/3, действовавших в момент постановки Карпечина Г.С. на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные жилой площадью в размере менее 9 кв.м. на одного человека (учитываются все членным семьи): инвалиды 1 и 2 группы, получившие инвалидность вследствие производственной травмы или профессионального заболевания. Жилая площадь квартиры, в которой проживает заявитель, являющийся инвалидом 2 группы по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, составляет 25,4 кв.м., что менее нормы обеспеченности, установленной на дату постановки на учет.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности принятого администрацией г. Красноярск распоряжения N1499-ж от 16 декабря 2011 года, поскольку оно противоречит положению ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" и п.п. "ж" п. 7 указанных выше Правил.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание выводов суда о необоснованности снятия Карпечина Г.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, Судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном применении и толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применен судом правильно, доказательств, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.