Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе
председательствующего судьи А.А. Ечина,
судей И.А. Адаркина, В.И. Назина,
при секретаре судебного заседания Н.В.Блумитис
с участием прокурора Т.В.Гучановой
рассмотрев 21 августа 2012 года в открытом судебном заседании в г.Магадане, в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Тенькинского района в защиту интересов Пьяновой А.Е. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская центральная районная больница" о взыскании в пользу Пьяновой А.Е. недополученной заработной платы за период январь-декабрь 2011 года в размере 16324 руб. 44 коп., по апелляционной жалобе администрации Тенькинского района на решение Хасынского районного суда от 4 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда В.И.Назина, заключение прокурора Гучановой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области обратился в суд с иском в защиту интересов Пьяновой А.Е. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская центральная районная больница" о взыскании в пользу Пьяновой А.Е. недополученной заработной платы за период январь - декабрь 2011 года в размере 16324 руб. 44 коп.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства по оплате труда в Магаданском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Тенькинская центральная районная больница" выявлены нарушения трудовых прав работников при начислении и выплате им заработной платы.
Со ссылками на положения Трудового кодекса РФ полагал, что месячная заработная плата истца, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, начислена и выплачена в размере ниже минимального размера оплаты труда.
По мнению и.о. прокурора, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, и только после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Полагал, что поскольку закрепленная Соглашением об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области (далее Соглашение), заключенным в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ и зарегистрированным Управлением по труду администрации Магаданской области 21 июня 2011 года N 3, минимальная заработная плата (с 01 июня 2011 года - 7500 руб., с 01 октября 2011 года - 8500 руб.) меньше 11 527 руб. 50 коп., то при начислении заработной платы работнику необходимо исходить из положений федерального законодательства, а не из условий указанного Соглашения.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 4 июня 2012 года исковые требования и.о. прокурора удовлетворены, с ответчика в пользу Пьяновой А.Е. взыскана недополученная заработная плата за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года в размере 16324 руб. 44 коп. В доход муниципального образования Тенькинский район с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тенькинская центральная районная больница" взыскана государственная пошлина в размере 652 руб. 98 коп.
В апелляционной жалобе администрация Тенькинского района Магаданской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ссылаясь на статью 129 Трудового кодекса РФ указывает, что понятие "заработная плата" объединено с понятием "оплата труда" и включает в себя компенсационные выплаты.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна определяться в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, допускает двойное толкование правовой позиции Конституционного Суда РФ, требует внесения изменений в действующее законодательство, а также приводит к удвоению начисленных к заработной плате в соответствии со ст.ст. 316, 317 Трудового кодекса РФ компенсационных выплат.
Истец Пьянова А.Е., представители ответчика Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тенькинская центральная районная больница", третьих лиц - администрации Тенькинского района Магаданской области и Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании положений статей 167 (часть 3), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда по следующим причинам.
Как установлено судом, в соответствии с трудовым договором N 157 от 16 июня 2004 года Пьянова А.Е. принята в МУЗ "Тенькинская центральная районная больница" в хирургическое отделение на должность "......." сроком на два месяца, с должностным окладом по ЕТС в размере 670 руб. (л.д. 21-22). В дальнейшем оклад повышался и составил январь - май 2011 года - 1805 руб., июнь - октябрь 2011 года - 1860 руб. ноябрь - декабрь 2011 года - 1232 рубля.
В спорный период размер начисленной и выплаченной Пьяновой А.Е. заработной платы без учёта компенсационных выплат: районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с ее работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусмотренных статьями 316-317 Трудового кодекса РФ и статьями 10, 11 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", был ниже МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации.
В статье 129 Трудового кодекса РФ раскрываются основные понятия и определения заработной платы, тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной норме заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).
Часть 2 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливает, что каждый работающий без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд.
В статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. предусмотрено, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Кроме того, часть 3 статьи 37 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, тем самым запрещает любую дискриминацию в оплате труда равной ценности.
В силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного вывод о том, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статья 2 Трудового кодекса РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1, ч. 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьями 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ).
Изложенное свидетельствует о том, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что заработная плата истца, то есть работника учреждения, расположенного в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее МРОТ, и лишь после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах, судебная коллегия считает правильным, основанным на приведенных нормах трудового законодательства.
Доводами апелляционной жалобы указанный вывод суда первой инстанции не опровергается.
Не противоречит он и правовой позиции, изложенной по предмету спора Конституционным Судом РФ в Определении от 25 февраля 2010 года N162-О-О, согласно которой, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Указание в жалобе на двойное начисление на заработную плату истицы компенсационных выплат, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не может быть принято во внимание.
Соглашением сторон социального партнерства, заключенными между Общественной организацией - Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, "Некоммерческой организацией "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и администрацией Магаданской области, размер минимальной заработной платы работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда) у работодателя, осуществляющего свою деятельность на территории Магаданской области и присоединившегося к Соглашению, с 01 октября 2011 года составляет 8 500 рублей.
При этом указанным Соглашением предусматривается, что размер минимальной заработной платы включает тарифную ставку (оклад), а также компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, принятое Соглашение включает компенсационные выплаты в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера, т.е. районный коэффициент и процентные надбавки в размер минимальной заработной платы в Магаданской области, что свидетельствует фактически о применении при расчете МРОТ ниже, установленного на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу положений статьи 133.1 Трудового кодекса РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
При определении размера недоначисленной и не выплаченной истцу заработной платы, суд обоснованно руководствовался положениями Трудового кодекса РФ, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и произвел расчёт задолженности по заработной плате Пьяновой А.Е. исходя из установленного в спорный период на всей территории Российской Федерации МРОТ, а также размера районного коэффициента в Омсукчанском районе Магаданской области (70%) и имеющихся у истицы процентных надбавок (80%).
С учетом изложенного постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Руководствуясь положениями абзацем 1 статьи 328, статьей 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА
:
решение Хасынского районного суда от 4 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тенькинского района - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Ечин
судьи И.А. Адаркин
В.И. Назин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.