Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Джарулаева А.К.
судей Загирова Н.В. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Саладихановой С.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело апелляционной жалобе представителя росреестра по РД Амирова М.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы 28 апреля 2012 года, которым постановлено: удовлетворить заявление ФИО1.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД (Росреестр по РД) выразившиеся в отказе государственной регистрации права собственности земельного участка площадью "." км., расположенного по адресу: РД, г, Махачкала, МКР "адрес", уч. N, под индивидуальное жилищное строительство, правообладатель- Омаргаджиев У.М.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан внести в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) сведения о земельном участке, провести государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости площадью "." км, расположенном по адресу: РД, г. Махачкала, МКР "адрес", уч. N, под индивидуальное жилищное строительство и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности, субъект права -Омаргаджиев У.М.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Джарулаева А.К., суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
УСТАНОВИЛ:
Омаргаджиев У.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД (Росреестр по РД) выразившиеся в отказае государственной регистрации права собственности земельного участка площадью "." км., расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, МКР "адрес" уч. N, под индивидуальное жилищное строительство и обязании внести в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) сведения о земельном участке (а ровно провести государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости" площадью "." км., расположенном по адресу: РД, г. Махачкала, МКР "адрес", уч. N, под индивидуальное жилищное строительство и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности по тем основаниям, что согласно Постановлению Администрации г. Махачкалы N от "дата" ему предоставлен земельный участок N под индивидуальное жилищное строительство, площадью "." кв.м. в МКР "адрес".
В сентября 2011 года Омаргаджиев УМ провел межевание земельного участка (заказал межевой план), осуществил кадастровый учет и 06.12.2011г. получил кадастровый паспорт и обратился в Росреестр по РД для регистрации права собственности на свой земельный участок.
В Росреестре у него категорически отказались принимать документы на регистрацию права собственности, сославшись на то, что у него старые документы и надо обратиться в Администрацию г. Махачкалы для получения нового постановления.
02.02. 2012 года Омаргаджиев У.М., отправил посредством почтового отправления нотариально заверенные документы, для государственной регистрации права собственности на свой земельный участок. В начале апреля 2012г. ему нарочно передали сообщение от 06.03.2012г. об отказе в государственной регистрации права собственности (земельного участка) сославшись, что в представленных, документах отсутствуют документы, свидетельствующие о выделении заявителю земельного участка по адресу: РД, г. Махачкала, МКР "адрес", участок N, поскольку постановление администрации г. Махачкалы от 04.12.1997г. не содержит сведений об адресе объекта. При этом указывалось, что согласно ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Правилам ведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. N 219, в документах должно быть описание объекта недвижимости: адрес (местоположение), вид (название) объекта, площадь, назначение.
В представленных для регистрации права собственности на земельный участок документах, а именно в постановлении Администрации г. Махачкалы от 04.12.1997г. N, указывается: "выделить", адрес (местоположение) - МКР "адрес", вид (название) объекта земельный участок, площадь - "." км, назначение - под индивидуальное строительство. Считая действия должностных лиц, препятствующих в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, незаконными и нарушающим его право иметь в частной собственности землю, гарантированное Конституцией РФ, истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Ответчик заявленные требования не признал, считая отказ УФРС по РД г. Махачкалы законным и обоснованным, на том основании, что регистратор указал, какие отсутствуют документы, свидетельствующие о выделении заявителю земельного участка по адресу: РД, г. Махачкала, МКР "адрес", участок N, поскольку постановление администрации г. Махачкалы от 04.12.1997г. не содержит сведений об адресе объекта.
Согласно ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Правилам ведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. N219, в документах должно быть описание объекта недвижимости: адрес (местоположение), вид (название) объекта, площадь, назначение в связи с этим просил отказать в заявленных требованиях.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Росреестра по РД Амирова М.М. (дов. 10.01.2012 N) содержится просьба об отмене судебного акта со ссылкой на следующие основания.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок государственным регистратором установлено наличие основания для отказа в государственной регистрации заявленного права, установленного абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу статьи 13 упомянутого Закона Управлением Федеральной регистрационной службы проводится правовая экспертиза документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Однако представленные заявителем документы однозначно не свидетельствовали о наличии юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения права собственности на заявленное недвижимое имущество.
Из постановления администрации г. Махачкалы от 04.12.1997г. N не следует, что заявителю - Омаргаджиеву У.М. предоставлен земельный участок в МКР "адрес" за номером N. Данный ненормативный правовой акт не может являться правоустанавливающим документом, поскольку не позволяет определить объект права с описанием индивидуальных характеристик.
Поскольку представленные на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям статей 17 и 18 Закона о государственной регистрации и не позволяли сделать вывод о наличии именно у Омаргаджиева У.М. права на участок N в МКР "адрес", Управление пришло к обоснованному выводу о необходимости отказа в государственной регистрации права собственности на основании абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доказательств свидетельствующих о выделении Омаргаджиеву У.М. земельного участка в МКР "адрес" за определенным номером позволяющим идентифицировать объект недвижимости о регистрации права, которого заявлено в орган по регистрации прав не представлялись, соответственно у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, Управление обоснованно отказало заявителю в государственной регистрации права применительно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона, что не лишает заявителя права повторного обращения в регистрирующий орган после устранения обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права.
При указанных обстоятельствах, по мнению представителя Росреестра по РД, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права, что в силу ст.ст. 320, 327, 327.1 ГПК РФ является основанием для отмены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД не находит оснований для отмены судебного акта.
Росреестр по РД и Омаргаджиев У.М. явку в судебное заседание не обеспечили, о причинах и уважительности отсутствия суду апелляционной инстанции не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу представителя Росреестр по РД в отсутствие указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте её рассмотрения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая решение, суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с Постановлением Администрации г. Махачкалы N от 04.12.1997г. Омаргаджиеву У.М. предоставлен земельный участок площадью "." кв.м. в МКР "адрес" уч. N под индивидуальное жилищное строительство.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 07.12.2011г N следует, что выделенный Омаргаджиеву У.М. земельный участок имеет площадь "." кв.м. и расположен г. Махачкала, МКР "адрес" по "адрес", кадастровый номер N. Имеется акт выноса границ земельного участка в натуре.
Из справки от 18.09.2000г. N Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы следует, что Омаргаджиеву У.М. отведен з/у N, площадью "." кв.м. в МКР "адрес" г. Махачкала под строительство индивидуального жилого дома, сметная стоимость строительства равна "." руб.
Нормами ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено следующее:
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав: внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а ипотеки жилых помещений - не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня (ст.13).
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (ст. 16).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
На основании п. 4 статьи 7 ФЗ от 30.06.2006г. N 93 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", о так называемой "дачной амнистии" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка,
Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается (ст. 25.2).
Факт выделения постановлением администрации г. Махачкалы от 04.12.1997г. N земельного участка Омаргаджиеву У.М. под строительство индивидуального жилого дома в ходе рассмотрения дела судом подтвержден.
Доводов опровергающих выводы суда в апелляционной жалобе не содержится.
Указанное в сообщении от 06.03.2012г. об отказе в государственной регистрации права собственности (земельного участка) обстоятельство, что в представленных документах отсутствуют документы, свидетельствующие о выделении заявителю земельного участка по адресу: РД, г, Махачкала, МКР "адрес", участок N, поскольку постановление администрации г. Махачкалы от 04.12.1997г. не содержит сведений об адресе объекта, опровергаются вышеуказанными доказательствами.
О необоснованности оснований для отказа в регистрации права Омаргаджиева У.М. на земельный участок свидетельствует заявление представителя Росреестра по РД об утверждении мирового соглашения и текст мирового соглашения, не утвержденного судом, в виду противоречия правилам главы 25 ГПК РФ, из которых следует, что Росреестр по РД признаёт незаконный характер отказа Омаргаджиеву У.М. в совершении регистрационных действий.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции по гражданским делам верховного суда РД
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 28 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.