Судья Верховного суда Республики Дагестан Ашуров А.И., рассмотрев жалобу начальника экологической службы войсковой части N 6752 внутренних войск МВД России (далее в/ч N 6752 ВВ МВД России) ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 26 апреля 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Дагестан (далее Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан) Р.Б.М. N 6/п от 30 марта 2012 г. начальник экологической службы в/ч N 6752 ВВ МВД России ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ".".
Решением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 26 апреля 2012 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Считая необоснованным привлечение его к административной ответственности, начальник экологической службы в/ч N 6752 ВВ МВД России ФИО1 в своей жалобе, поданной в Верховный суд Республики Дагестан, просит отменить постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Р.Б.М. N 6/п от 30 марта 2012 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 26 апреля 2012 г. как незаконные и необоснованные.
Автор жалобы ссылается на то, что Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан, а также судьей Кировского районного суда г.Махачкалы неправильно применены нормы материального права, каких-либо доказательств вины в/ч N 6752 ВВ МВД России в совершении административного правонарушения по делу не имеется, не имеется также и сведений о наличии задолженности по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду. Каких-либо умышленных фактов укрытия в/ч N6752 ВВ МВД России денежных средств сотрудниками Росприроднадзора по Республике Дагестан не выявлено. Уплата за негативное воздействие осуществляется из бюджетных средств. Соответственно, в отсутствие надлежащих бюджетных средств перечисление произведено быть не может.
Руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан был извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, но в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, ходатайства об отложении его рассмотрении не подал.
Изучив доводы жалобы, ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении, выслушав объяснения начальника экологической службы в/ч N 6752 ВВ МВД России ФИО1, поддержавшего свои доводы судья Верховного суда Республики Дагестан приходит к выводу о том, что постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Р.Б.М. N 6/п от 30 марта 2012 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 26 апреля 2012 г. подлежат отмене.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении N 05-04-03/1 от 15 марта 2012 г. со ссылкой на данные отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Республики Дагестан и выписки из казначейства, ФИО1 - начальник экологической службы в/ч 6752, являясь должностным лицом ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства, в нарушение ст.16 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, допустил совершение правонарушения, выразившееся в том, что в/ч N 6752 ВВ МВД России в установленные сроки не осуществлены платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 г., зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 г. N 190, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. N 557, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г. N 8077, установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.
Между тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не содержится данных за какой именно отчетный период природопользователем - в/ч N 6752 ВВ МВД России не произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также не указан размер платы подлежащей уплате.
Если исходить из того, что отчетный период по материалам дела об административном правонарушении является первый квартал 2012 г (расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду - л.д.13-16), то плата за негативное воздействие на окружающую среду в/ч N 6752 ВВ МВД России должна быть произведена не позднее 20 апреля 2012 года.
Следовательно, протокол об административном правонарушении N 05-04-03/1 от 15 марта 2012 г. составлен, а также и постановление о привлечении к административной ответственности N 6/п 30 марта 2012 г. вынесено старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Р.Б.М. до истечения установленного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. N 557 срока уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании, при рассмотрении жалобы, начальником экологической службы в/ч 6752 ВВ МВД России ФИО1 представлены платежные поручения NN 725580, 725582, 725578 от 17 апреля 2012 г. об осуществлении оплаты: за выброс загрязняющих веществ в атмосферу, передвижными и стационарными объектами; за размещение отходов производства и потребления за первый квартал 2012 г., то есть в установленный срок уплаты.
Также по делу об административном правонарушении не установлено, что ФИО1, начальник экологической службы в/ч N 6752 ВВ МВД России, в соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является субъектом административного правонарушения, в должностные обязанности которого входит распоряжение финансовыми средствами войсковой части и осуществление установленных платежей.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования п.7 ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Р.Б.М. N 6/п от 30 марта 2012 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 26 апреля 2012 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника экологической службы в/ч N 6752 ВВ МВД России ФИО1 подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного суда Республики Дагестан
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Дагестан Р.Б.М. N 6/п от 30 марта 2012 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 26 апреля 2012 г. в отношении начальника экологической службы войсковой части N 6752 внутренних войск МВД России ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан А.И. Ашуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.