Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Адаева И.А.
судей: Анашкиной М.М., Малыгиной Г.В.
при секретаре Грибановской К.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по представлению прокуратуры города Пскова на определение Псковского городского суда от 13 июня 2012 года, которым постановлено:
Прекратить производство по делу по иску прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Пскова об обязании произвести паспортизацию дорог местного значения.
Выслушав доклад судьи Адаева И.А., объяснения прокурора Сурусова А.Е., поддержавшего доводы представления, возражения представителя Администрации г. Пскова Егоровой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Пскова обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации города Пскова о возложении обязанности произвести паспортизацию 198 дорог местного значения.
В обоснование указал, что проведенной прокуратурой города Пскова проверкой выявлены нарушения градостроительного законодательства, связанные с ненадлежащей организацией органами местного самоуправления учета дорог местного значения на территории муниципального образования "Город Псков", в связи с отсутствием паспортизации дорог местного значения. Ссылаясь на то обстоятельство, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, прокурор, основываясь на положениях ч. 4 ст. 6 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 5, 7 п. 1 ст. 8, п. 9.3 ст. 32 Устава муниципального образования "Город Псков", просил обязать ответчика организовать проведение паспортизации 198 дорог, учитывая, что безопасность дорожного движения на дорогах города затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Представитель Администрации г. Пскова Егорова И.А. иск не признала, указав, что отсутствие паспорта дорог не влияет на безопасность дорожного движения и не нарушает прав неопределенного круга лиц.
Судом постановлено указанное выше определение.
В представлении прокуратуры города Пскова ставится вопрос об отмене судебного постановления со ссылкой на то, что оно принято с нарушением норм материального права. В частности, указывается, что прокуратурой города Пскова
обоснованно были предъявлены исковые требования об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Кроме того, указывается, что в соответствии с действующим законодательством технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока службы; он безусловно необходим для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела в пределах доводов представления и возражений на него, судебная коллегия признает судебное постановление подлежащим отмене в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации
автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Из материалов дела следует, что паспортизация 198 дорог местного значения в городе Пскове не проводилась.
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положениям Устава муниципального образования "Город Псков", содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию дорог.
Из анализа данных норм права судебная коллегия приходит к выводу о том, что, поскольку, в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований,
выделяемых на их ремонт и содержание.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования.
В этой связи судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что прокурор необоснованно заявил данные исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, поскольку автомобильные дороги поселения относятся к автомобильным дорогам общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, а, следовательно, прокурор в соответствии со статьей 45 ГПК РФ наделен правом предъявления иска в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие технических паспортов дорог в городе Пскове не может нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц, судебная коллегия признает неправильными, так как паспортизация дорог входит в состав работ по содержание дорог и, соответственно, неисполнение органом местного самоуправления своих полномочий создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает определение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Поскольку в данном случае судебная коллегия лишена возможности постановить решение по существу заявленных требований, дело подлежит направлению в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Псковского городского суда от 13 июня 2012 года отменить.
Дело направить в тот же суд для его дальнейшего рассмотрения по существу.
Председательствующий И.А.Адаев
Судьи: М.М.Анашкина
Г.В.Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.