Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Цуркан Л.С., Колесник Н.А.,
при секретаре Демидовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2012 года апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 24 января 2012 года по делу по иску Тлеуленова Каиргельда Айткаевича к Военному комиссариату Московской области о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
УСТАНОВИЛ:
Тлеуленов К.А. обратился с иском к Военному комиссариату Московской области о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью.
В обоснование своих требований указал, что он является инвалидом 3 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. С 01.02.2001 года Военным комиссариатом Московской области ему назначена сумма возмещения вреда здоровью в размере 1 298 рублей 04 копейки ежемесячно с последующей индексацией в связи с увеличением минимального размера оплаты труда на основании решения Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 02.02.2001 года.
Однако Военный комиссариат МО в нарушение этого решения и Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в период с 2001 года по 2004 год индексацию получаемых сумм возмещения вреда здоровью не производил, а впервые проиндексировал только в 2005 г. Считает данное бездействие нарушением его прав, гарантированных Конституцией РФ. Выплаченные Военным комиссариатом МО суммы возмещения вреда за период с 01.02.2001 года по 31.05.2003 года им не оспариваются.
С 01.06.2003 года он переехал в Московскую область. Считает, что выплаченные Военным комиссариатом МО суммы возмещения вреда за период с 01.06.2003 года по 31.12.2011 года произведены не в полном объеме.
А, поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате не были выплачены своевременно и в полном объеме, истец полагает, что недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и причинению истцу имущественного вреда, в связи с чем, считает, что с ответчика подлежит взысканию компенсация имущественного вреда.
Просил взыскать с ответчика задолженность сумм возмещения вреда здоровью за период с 2003 по 2011 год в размере 197 159 рублей 92 копеек, компенсацию имущественного вреда в размере 306 848 рублей 12 копеек, и обязать ответчика ежемесячно выплачивать с 01.01.2012 года суммы возмещения вреда здоровью в размере 5 625 рублей 45 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против иска возражала, представив письменный отзыв.
Решением Королевского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Военный комиссариат Московской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, истец является инвалидом 3 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС.
С 01.02.2001 года Военным комиссариатом Московской области ему назначена сумма возмещения вреда здоровью в размере 1 298 рублей 04 копейки ежемесячно с последующей индексацией в связи с увеличением минимального размера оплаты труда на основании решения Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 02.02.2001 года.
Между тем, как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Военный комиссариат МО в соответствии с принятым решением и Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в период с 2001 года по 2004 год индексацию сумм возмещения вреда здоровью истцу не производил, а впервые проиндексировал только в 2005 года.
Статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При этом в статье 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" специально указано, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" неоднократно носились изменения, то индексация сумм возмещения вреда производилась в следующем порядке.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции от 12.07.1995 года, действовавшей до 15.02.2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Согласно части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 12.02.2001 года N 5-ФЗ была изменена редакция ч.З ст.5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Суммы возмещения вреда подлежали повышению в соответствии с законодательством.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признаны противоречащими конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации". До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Таким образом, исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими законами.
Федеральным законом от 26.04.2004 года N 31-ФЗ редакция части 3 статьи 5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изменена и было установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 847 были утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, которые определили порядок индексации размеров компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашло свое доказательственное подтверждение то обстоятельство, что за спорный период ответчиком индексация сумм возмещения вреда производилась не в полном объеме, ежемесячная выплата выплачивалась истцу в меньшем размере, а за период с 01.06.2003 года задолженность по выплатам сумм возмещения вреда здоровью составила 197 159 рублей 92 копейки.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела доводы истца ответчиком опровергнуты не были, суд, с учетом произведенного им расчета, пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности и обязании производить ежемесячные платежи в установленном судом размере.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 35 от 14 декабря 2000 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 7 и от 11 мая 2007 г, N 23, суд вправе удовлетворить требования об индексации несвоевременно выплаченных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Учитывая то, что ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу, с июня 2003 г. не были выплачены своевременно и в полном объеме, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и причинению истцу имущественного вреда (убытков), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании задолженности, в связи с несвоевременной выплатой за спорный период, в размере 306 848 рублей 12 копеек.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы Военного комиссариата Московской области не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королевского городского суда Московской области от 24 января 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.