судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
судей Поповой С.К., Багрий Л.Б.
по докладу судьи краевого суда Поповой С.К.
при секретаре Дятленко Т.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе - Куликовой И.А. на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 23 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гайкалова И.Д. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обосновании исковых требований указала, что 18.01.2012 года она обратилась в Управление ПФР в Ленинградском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинградском районе протоколом " номер обезличен " от " дата обезличена " ей было отказано в назначении пенсии на льготных условиях, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности ввиду отсутствия 25 летнего стажа в сельской местности и поселках городского типа, так как период работы с " дата обезличена " по " дата обезличена " в должности специалиста в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тем, что наименование - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю не предусмотрен Списком N 781 от 29.10.2002.
Страховой стаж истицы в льготном исчислении составляет более 25 лет, так как ее работа протекала в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Работа в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю ничем не отличалась от работы в ГУ "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора", периоды которой комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинградском районе, засчитаны в льготный стаж. Истица считает данный отказ незаконным и нарушающим ее гражданские права, в том числе конституционное право на пенсионное обеспечение.
Гайкалова И.Д. и ее представитель - Степаниденко Е.А. в судебном заседании поддержали свои требования и просили суд их удовлетворить.
Представитель УГТФ РФ в Ленинградском районе - Губенко В.Н. с исковыми требованиями не согласилась, считает, что решение комиссии принято в соответствии с законом.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 23 мая 2012 г. исковые требования Гайкаловой И.Д. к ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе - Куликова И.А.просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (далее Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их возраста.
Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию и п.п. "а" п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Правительством РФ N 781 от 29.10.2002 г. лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
В силу п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законе порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как видно из установленных судом обстоятельств с " дата обезличена " по " дата обезличена " истица начала свою медицинскую деятельность в качестве помощника эпидемиолога, помощник санитарного врача по гигиене питания в Государственном учреждении "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора". С " дата обезличена " по " дата обезличена " работала в должности помощника санитарного врача по гигиене питания в Государственном учреждении "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора". Приказом " номер обезличен "-к от " дата обезличена " истица в порядке перевода назначена на должность специалиста 2 категории территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Староминском, Ленинградском районах. В период с " дата обезличена " по " дата обезличена " истица работала в должности специалиста в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю.
Истица начала трудовую деятельность в должности помощника эпидемиолога, когда данные правоотношения регулировались законом СССР "О государственных пенсиях в СССР" от 14.07.1956 года и Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Указанным постановлением не были определены какие-либо условия, ограничивающие право медицинских работников на назначение пенсии за выслугу лет. Данные нормы применялись до 31.12.1991 года. С 01 января 1992 года применялись условия, определяющие право на пенсию в связи с медицинской деятельностью, в соответствии со ст. 81 и 83 Закона от 20.11.1990 года и Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Указанными статьями и Списком N 464 не были определены какие-либо условия, ограничивающие право медицинских работников на назначение пенсии за выслугу лет.
Из материалов дела следует, что 18.01.2012 г. истица обратилась в УПФР (ГУ) в Ленинградском районе с целью назначения ей пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 78 от 09.02.2012 года истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа.
С данным решением Комиссии нельзя согласиться по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ N 569 от 15.09.2005 года "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ", такой орган как Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах, районах был упразднен, а функции санитарно-эпидемиологического надзора были переданы Федеральной службе но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Судом установлено, что с 01.03.2005 года истица в порядке перевода из Государственного учреждения "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора" принята на должность специалиста в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, где продолжает работать до настоящего времени. К ее должностным обязанностям относится принятие участия в планировании и в подготовке работы по санитарно-эпидемиологическому надзору в сфере защиты прав потребителей, участие в контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участие в выявлении причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания, контроль проведения профмедосмотров работников, занятых на вредных работах с вредными и опасными производственными факторами.
Из показаний свидетеля " Ф.И.О. "11 и " Ф.И.О. "12 следует, что они работают вместе с истицей с ноября 1986 года. С " дата обезличена " истица работала в должности специалиста в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю. После реорганизации в 2005 году, ее функции остались прежними, но увеличился объем работы. Она выполняла работу в течение полного рабочего дня.
Согласно должностного регламента специалиста 1 разряда территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах, им выполняются работы, связанные с охраной здоровья населения. Следовательно, истицей выполнялись и выполняются работы, связанные с охраной здоровья населения в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При таких обстоятельствах, период работы истицы с " дата обезличена " по " дата обезличена " в должности специалиста в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю подлежит зачислению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в виду того, что истица осуществляла деятельность по охране здоровья населения, тождественную должности "Помощника эпидемиолога" и "Помощник санитарного врача по гигиене питания" в Государственном учреждении "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора" в течение полного рабочего дня, период работы который засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с "Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" установлено, что согласно п.1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как пояснила суду представитель ответчика в судебном заседании, с учетом включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, у истицы возникло право на досрочную трудовую пенсию в связи с наличием выслуги свыше 25 лет на момент обращения с соответствующим заявлением.
Таким образом, отказывая истице в назначении досрочной пенсии по вышеуказанным основаниям, ответчик нарушил Конституционные права истицы, что указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года N11-П, согласно которого п.п.11 п.1 ст.28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" признан не соответствующий Конституции РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, удовлетворив исковые требования Гайкалова И.Д.
Доводы апелляционной жалобы необоснованны, опровергаются материалами дела и не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 23 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.