Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Казакова Д.А.
по докладу судьи Диденко И.А.
с участием прокурора Гребенюк О.Б.
при секретаре Подгорновой Е.С.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности М.В. Ковалевского на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар.
В обосновании требований указал, что прокуратурой г. Краснодара проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой установлено, что администрацией МО г. Краснодар обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО г. Краснодар надлежащим образом не исполняется.
В результате на территории МО г. Краснодар на земельном участке в районе " адрес обезличен " допускается факт функционирования несанкционированной свалки. Меры по ее ликвидации администрацией МО г. Краснодар не принимаются, что может повлечь причинение вреда здоровью граждан, окружающей природной среде, указанные обстоятельства являются недопустимыми. Участок является собственностью МО г. Краснодар. В результате стихийного складирования бытовых отходов в местах, специально не отведенных для указанных целей, происходит загрязнение земельного участка, создаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, что является недопустимым. В результате бездействия администрации МО г. Краснодар нарушаются требования Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Просил суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе " адрес обезличен " (начало улицы) и " адрес обезличен ", (р-он между ул. " адрес обезличен " и " адрес обезличен "), с кадастровым номером " данные изъяты ", обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе " адрес обезличен " (начало улицы) и " адрес обезличен ", (р-он между ул. " адрес обезличен " и " адрес обезличен "), с кадастровым номером " данные изъяты ", в порядке, установленном действующим законодательством.
Обжалуемым решением заявление прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе " адрес обезличен " (начало улицы) и " адрес обезличен " (район между ул. " адрес обезличен " и " адрес обезличен "), с кадастровым номером " данные изъяты ".
Обязал администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе " адрес обезличен " (начало улицы) и Топольковой (район он между ул. " адрес обезличен " и " адрес обезличен "), с кадастровым номером " данные изъяты ", в порядке, установленном действующим законодательством.
С данным решением администрации муниципального образования город Краснодар не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит суд решение отменить. Полагает, что решение суда незаконно и необоснованно, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор города Краснодара Д.А. Лопаткин полагает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06.06.2012 года вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства и должно быть оставлено без изменения, а жалоба администрации МО г. Краснодар- без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, выслушав прокурора Гребенюк О.Б., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2012 года не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Краснодара проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере.
По результатам проверки было установлено, что администрацией МО г. Краснодар обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО г. Краснодар надлежащим образом не исполняется, в результате чего на территории МО г. Краснодар на земельном участке в районе " адрес обезличен " (начало улицы) и " адрес обезличен ", (район между ул. " адрес обезличен " и " адрес обезличен "), с кадастровым номером " данные изъяты " допускается факт функционирования несанкционированной свалки.
Материалами дела подтверждается, что данный земельный участок является собственностью МО г. Краснодар.
Меры по ликвидации свалки администрацией МО г. Краснодар не принимаются, что может повлечь причинение вреда здоровью граждан, окружающей природной среде, указанные обстоятельства являются недопустимыми.
Согласно информации заместителя руководителя Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 22.03.2012 года N 01/07/1817 на поверхностном почвенном слое, на вышеуказанном земельном участке обнаружено складирование строительного мусора, грунта от проведения землеройных работ, навалом, что является нарушением СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; ст. 12, Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, в результате стихийного складирования бытовых отходов в местах, специально не отведенных для указанных целей, происходит загрязнение земельного участка, создаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, что является недопустимым.
В результате бездействия администрации МО г. Краснодар нарушаются требования Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в связи с чем прокурор г. Краснодара обратился в суд.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования город Краснодар.
Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского округа является обязанностью органов местного самоуправления поселения.
В соответствии со ст. 8.13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В процессе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что администрацией МО г. Краснодар обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО г. Краснодар надлежащим образом не исполняется, в результате чего на земельном участке в районе " адрес обезличен " допускается функционирование несанкционированной свалки.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, в нарушение ст. 249 ГПК РФ администрация МО г. Краснодар не представила суду доказательства надлежащего исполнения своих обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального образования город Краснодар исполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО г. Краснодар надлежащим образом, судебная коллегия относиться критически.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2012 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 06 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности М.В. Ковалевского- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.