Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Шелудько В.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Жданове Е.В.,
с участием прокурора Фащук А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы МО Белоглинский район Коклина А.Н. на решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Белоглинского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Белоглинский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на соблюдение законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что на земельном участке, расположенном в западной окраине ст. Новолокинской Успенского сельского поселения (в границах плана бывшего СПК "Победа" секция 14 контур 22), обнаружена несанкционированная, стихийная свалка твердых бытовых отходов.
Указанная территория замусорена бытовыми отходами (пластиковыми бутылками, картонными коробками, полиэтиленовыми пакетами, прочим мусором), что подтверждается фото-таблицей.
Земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка, не пригоден для размещения полигонов твердых бытовых отходов (далее ТБО).
Данный полигон ТБО находится в неудовлетворительном состоянии, так как не имеет круговой обваловки территории, ограждений по всему периметру, освещения, подъездные пути не оборудованы, отходы не сортируются и не учитываются.
По данным Белоглинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (выкопировка из дежурной кадастровой карты Белоглинского района) данный земельный участок входит в состав межселенной территории.
Земельные участки, занятые другими неиспользуемыми землями, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Прокурор полагает, что администрацией муниципального образования Белоглинский район не принимается должных мер по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а так же по реализации полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на межселенных территориях, что и привело к образованию несанкционированной, стихийной свалки на данном земельном участке.
Кроме того, имеется одно из оснований, предусмотренных ст. 255 ГПК РФ для признания бездействия администрации муниципального образования Белоглинский район по несоблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления незаконным, так как таким бездействием нарушаются права гражданина (неопределенного круга лиц), предусмотренные ст. 42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.
Представители ответчика Русакова И.В, Митрова J1.B. возражали против удовлетворения требований прокурора Белоглинского района.
Обжалуемым решением Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года исковое заявление прокурора Белоглинского района удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Белоглинский район, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на соблюдение законодательства об отходах производства и потребления.
Обязал администрацию муниципального образования Белоглинский район оформить предусмотренную законодательством документацию на полигон твердых бытовых отходов, расположенный на западной окраине ст. Новолокинской Успенского сельского поселения (в границах плана бывшего СПК "Победа" секция 14 контур 22), а так же привести данный полигон твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями действующего законодательства.
С указанным решением суда не согласился глава МО Белоглинский район Коклин А.Н. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года, полагая его незаконным и необоснованным.
Свои доводы заявитель мотивировал тем, что территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка относится к компетенции сельского поселения данного района.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав прокурора Руденко М.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что при проведении прокурором Белоглинского района проверки было установлено наличие на земельном участке, расположенном в западной окраине ст. Новолокинской Успенского сельского поселения (в границах плана бывшего СПК "Победа" секция 14 контур 22), несанкционированной стихийной свалки твердых бытовых отходов, территория которой замусорена бытовыми отходами, пластиковыми бутылками, картонными коробками, полиэтиленовыми пакетами, прочим мусором, а также отходами животноводческой деятельности, в том числе трупами скота.
В соответствии с п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил N 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. N 80, временное складирование отходов производства потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Судом установлено, что отсутствует акт ввода полигона в эксплуатацию, отсутствует гидрогеологическое заключение о возможности размещения полигона ТБО, собственник полигона ТБО не определен, мероприятия по межеванию земельного участка под полигоном ТБО не проводились, что, в свою очередь является нарушением ст. ст. 11, 13, 14, 18 ФЗ РФ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, периметр свалки не огорожен, освещение отсутствует, также отсутствуют подъездные пути, не проводится сортировка мусора.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативны (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
На основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с данными из Белоглинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю данный земельный участок входит в состав межселенной территории.
Указанное обстоятельство также подтверждается сведениями Управления Росреестра, а также картой-схемой границ " адрес обезличен ", утвержденной в приложениях N N 1, 22 к постановлению ЗСК Краснодарского края от 19.12.2006г. N 2743-П "Об установлении границ административно-территориальных единиц Белоглинского района Краснодарского края".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией муниципального образования Белоглинский район не принимается должных мер по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а так же по реализации полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на межселенных территориях, поскольку территория, на которой была обнаружена несанкционированная свалка входит в границы Белоглинского района, что очевидно подтверждается представленными материалами дела.
Следовательно, администрация МО Белоглинский район обязана устранить либо привести в соответствии с нормами действующего законодательства места несанкционированной свалки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требования о понуждении администрации МО Белоглинский район к узакониванию мест несанкционированной и стихийной свалки является незаконным и необоснованным, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку данный довод направлен на неверное толкование норм действующего законодательства, так как согласно ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организация которой проводят органы местного самоуправления.
Иные доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, сомнений в правильности которой, у суда вышестоящей инстанции не вызывает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как районный суд действовал в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 03 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы МО Белоглинский район Коклина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.