Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием заявителя Комарова А.А., адвоката Ефермовой А.Н., представителей заинтересованного лица Кнаус А.Д., Зайцевой А.А., Ершовой Л.Г., при секретаре Пушковой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комарова А.А. о признании незаконным отказа Отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Нижегородской области в г. Дзержинске в приме заявлений о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации иностранным гражданам,
УСТАНОВИЛ:
Комаров А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Нижегородской области в г. Дзержинске в приме заявлений о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации иностранным гражданам. В обоснование своих требований указал, что является собственником жилого помещения по адресу: "адрес". 22 марта 2012 г. Комаров А.А. обратился в ОУФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинске с заявлениями о продлении срока пребывания на территории РФ по адресу: "адрес" иностранному гражданину ФИО1 в связи с подачей документов на разрешение на временное проживание и ФИО2 в связи с получением патента. К заявлениям были приложены все необходимые документы, а именно: копии паспортов иностранных граждан, копии уведомлений о прибытии иностранных граждан, справка о приеме документов на разрешение на временное проживание у ФИО1, копия патента и квитанция об уплате госпошлины у ФИО2
Вышеуказанные документы вместе с паспортами иностранных граждан были поданы Комаровым А.А. в окно N ОУФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинске, однако, инспектор ФИО3 принять данные заявления отказалась, объяснив тем, что заместитель начальника ОУФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинске Кнаус А.Д. запретил принимать от заявителя документы. Кнаус А.Д. дал устный ответ, что сотрудники ОУФМС в г. Дзержинске не будут принимать от заявителя вышеуказанные заявления, поскольку по адресу регистрации Комарова А.А. на миграционном учете стоит слишком много иностранных граждан. Также Кнаус А.Д. пояснил, что заявитель не является принимающей стороной для иностранных граждан. Дать мотивированный письменный ответ по данному факту Кнаус А.Д. отказался. Поставить резолюцию об отказе в приеме документов на заявлении Комарова А.А. или каким-либо другим образом зафиксировать факт отказа в приеме вышеуказанных документов, Кнаус А.Д. отказался. Никакой проверки по заявлениям от 22.03.2012 г. не проводилось, так как эти документы не были приняты, а факт регистрации по адресу: "адрес", других иностранных граждан не является основанием для отказа в приеме вышеуказанных заявлений.
Осуществление миграционного учета в РФ входит в перечень государственных услуг, предоставляемых ФМС юридическими и физическим лицам (п. 17 Перечня гос. услуг, утвержденном Приказом ФМС России от 14.10.2009 г. N 241).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 г. N 210 - ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Согласно ст. 4 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 г. N 210 -ФЗ, одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением данных услуг.
Приказом ФМС России от 06.07.2009 г. N 159 утвержден "Административный регламент по предоставлению ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ". В соответствии с п. 27 Регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и рассмотрение материалов для регистрации иностранного гражданина (снятия с регистрации) по месту жительства; прием и рассмотрение материалов для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания (снятие с учета по месту пребывания); ведение учетных дел.
В соответствии с п. 52 Регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги по постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение непосредственно от принимающей стороны или иностранного гражданина, а также посредством почтовой связи территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии с приложением всех необходимых документов.
Отказ в приеме документов по каким-либо другим основаниям, кроме как опечатки, описки в документах, регламентом не предусмотрен, сотрудники ОУФМС даже не изучали документы на предмет описок и опечаток.
Кроме того, согласно п. 2 Регламента, предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Отказ в приеме заявлений Комарова А.А. от 22.03.12 г. о продлении пребывания иностранным гражданам является необоснованным и нарушает права заявителя, как собственника жилого помещения, а также право иностранных граждан на свободу выбора места пребывания на территории РФ. Основанием для начала оказания государственной услуги в соответствии с п. 52 Административного регламента является прием документов от принимающей иностранных граждан стороны, то есть сотрудники ОУФМС отказываются предоставлять заявителю государственную услугу, право на которую имеют все граждане без ограничения. В связи с изложенным, Комаров А.А. просит признать незаконным отказ сотрудников ОУФМС по Нижегородской области в г. Дзержинске в приеме заявлений о продлении срока пребывания на территории РФ иностранным гражданам, взыскать в свою пользу расходы на представителя в сумме 3000 рублей.
В судебном заседании Комаров А.А. и представитель заявителя адвокат Ефимова А.С. поддержали заявленные требования, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Представители заинтересованного лица УФМС России по Нижегородской области Зайцева А.А., Кнаус А.Д., Ершова Л.Г. в судебном заседании просят в удовлетворении заявленных требований отказать. В своих возражениях указали, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
В соответствии со ст. 21 указанного закона основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ст. 2 Федерального закона 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, у которого иностранный гражданин фактически проживает и осуществляет трудовую деятельность. Проверкой участкового полицейского установлено, что по состоянию на 21.03.12 г. в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес" иностранные граждане не проживают. В соответствии со ст. 22 Федерального закона 109-ФЗ для постановки на учет по месту пребывания: иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением. Из изложенного следует, что заявитель не может являться принимающей стороной для указанного в заявлении иностранного гражданина, так как последний фактически не проживает у него. Следовательно, заявитель не является в соответствии с законом полномочным лицом, которое может подать уведомление о прибытии. Таким образом, основанием для отказа органа миграционного учета в приеме документов, в предоставлении государственной услуги послужил факт подачи документов неуполномоченным лицом.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, оргаов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая - нибудь обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Заявитель ссылается на то, что указанным отказом нарушены его правомочие как собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Однако, как установлено проверкой, правомочие распоряжения не было реализовано заявителем, иностранный гражданин не вселялся в жилое помещение по адресу: "адрес" и фактически представленные сведения о месте нахождения иностранного гражданина нельзя признать достоверными. Кроме того, данное право орган миграционного учета и не мог нарушить, так как постановка на учет является административным актом, носящим уведомительный, а не разрешительный характер. Право иностранного гражданина на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации также не было нарушено, так как указанный гражданин не выбирал данное жилое помещение в качестве места пребывания, не вселялся в него. Орган миграционного учета не чинил препятствий для его вселения, не устанавливал каких-либо ограничений для реализации его права. В связи с данными обстоятельствами полагает, что права на обращение в суд у заявителя не возникло, так как его права не были нарушены государственным органом. Кроме того, представитель Зайцева А.А. считает, что фактически иностранный гражданин не мог находится по указанному адресу, поскольку на момент подачи документов там было зарегистрировано порядка трехсот человек. То есть был бы лишен возможности как бы то ни было использовать указанное жилое помещение, в связи с незначительной долей жилой площади, приходящейся для использования им по назначению. Учитывая количество поставленных на учет и зарегистрированных по этому адресу граждан, доля приходящаяся на каждого их них значительно меньше, чем минимально необходимая для проживания с учетом требований жилищного законодательства. В связи с изложенным, представитель УФМС полагает, что имеет место очевидное недобросовестное поведение заявителя, которое является одной из форм злоупотребления правом. Также представители УФМС России по Нижегородской области в судебном заседании подтвердили, что КомаровуА.А. в устной форме было отказано в приме документов, при этом, ему было разъяснено, что отказ связан с тем, что он не является принимающей стороной и следовательно не может получить соответствующую государственную услугу, также Комарову А.А. было разъяснено, что действия УФМС России по Нижегородской области могут быть обжалованы им в суде.
Заинтересованные лица ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу части первой статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
Нарушены права и свободы гражданина;
Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено, что Комаров А.А. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". (л.д.31) 22 марта 2012 года Комаров А.А. обратился в отдел УФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинске с заявлением о продлении срока пребывания гражданину "адрес" ФИО1 в связи с подачей заявления на РВП ( разрешение на временное проживание) и заявлением о продлении срока пребывания гражданину "адрес" ФИО2 в связи с получением патента. К заявлениям были приложены паспорта иностранных граждан и уведомления о прибытии иностранного гражданина (л.д.9-27). Сотрудниками отдела УФМС было отказано Комарову А.А. в приеме документов, поскольку он не является принимающей стороной. Данный отказ Комаров А.А. считает незаконным, поскольку действия должностных лиц ОУФМС России по Нижегородской области не соответствуют требованиям Закона РФ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации" и нарушают права Комарова А.А. как собственника жилого помещения.
Согласно ст. 4 Федерального закона " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одними из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги,
заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
Согласно п.1 ч.1 ст. 6 указанного Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом Федеральной миграционной службы России от 06.07.2009 г. N 159 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации ( далее Административный регламент).
Согласно п.п. 8,9 Административного регламента государственная услуга по осуществлению миграционного учета иностранного гражданина предоставляется в день обращения принимающей стороны или иностранного гражданина, заявителями (получателями государственной услуги) являются: принимающая сторона либо иностранный гражданин.
В соответствии с п. 2 Административного регламента предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
В соответствии с п.7 ст. 2 Федерального закона " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что получателем государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранного гражданина может быть гражданин (заявитель) у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает.(принимающая сторона)
Из позиции УФМС России по Нижегородской области следует, что отказ в предоставлении государственной услуги Комарову А.А. был вызван тем, что он не является принимающей стороной, а следовательно не может быть получателем государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан.
Материалами дела подтверждается, что в данном случае отказ миграционной службы в предоставлении государственной услуги Комарову А.А. являлся обоснованным и законным.
Так, согласно справке начальника ОУФМС в г. Дзержинске по учетам Отдела УФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинске значатся поставленными на миграционный учет по адресу: "адрес" 207 иностранных граждан. (л.д.78) По этому же адресу значатся зарегистрированными по месту временного проживания на срок до 3-х лет 189 иностранных граждан (л.д. 77), зарегистрировано по месту жительства и по месту пребывания граждан РФ- 114 человек (л.д.76 ). Всего за период с февраля 2011 года по настоящее время поставлено на миграционный учет по указанному адресу 1628 человек (л.д.75) Однако, из показаний свидетеля ФИО4 - старшего участкового уполномоченного отдела полиции N Управления МВД по г. Дзержинску следует, что в его административный участок входит "адрес", в данном поселке в доме N зарегистрировано по месту пребывания большое количество иностранных и российских граждан. Неоднократно ему поступали запросы о проверке граждан РФ, зарегистрированных по указанному адресу, уклоняющихся от военной службы, подозреваемых в совершении преступлений, однако, данные граждане по месту пребывания по адресу: "адрес" обнаружены не были. Также с целью осуществления контроля за иностранными гражданами он неоднократно посещал указанный адрес, дверь дома никогда никто не открывал. За весь период регистрации по указанному адресу иностранных граждан в доме он видел один раз. Однако, Комаров А.А. был заранее предупрежден им о необходимости осуществления контрольных мероприятий, после чего несколько иностранцев оказались в жилом доме на момент его посещения. Из рапортов ФИО4. в адрес начальника ОП N УМВД России по г. Дзержинску следует, что дверь в "адрес" при осуществлении контроля за иностранными гражданами никто не открывает (л.д.58-65) Также из актов проверок ОУФМС России по Нижегородской области в г. Дзержинске следует, что при проведении проверок в отношении иностранных граждан по месту пребывания по указанному адресу дверь дома никто не открывает (л.д.46-57 ) В том числе такая проверка была проведена 22 марта 2012 г. - в день обращения Комарова А.А. в ОУФМС России по "адрес" в "адрес". Комаров А.А. неоднократно привлекался к административной ответственности за предоставление заведомо ложных сведений в УФМС России о месте пребывания иностранных граждан при постановке их на миграционный учет (л.д.66-74 )
Комаров А.А. и его представитель адвокат Ефремова А.Н. в судебном заседании поясняли, что в данном случае ОУФМС по г. Дзержинску не предоставлены доказательства, подтверждающие, что именно ФИО1 и ФИО2 не проживают в доме N по "адрес". Из объяснений Комарова А.А. следует, что указанные иностранные граждане являются его друзьями и непосредственно находятся в его доме в настоящее время, данный факт миграционной службой не проверялся, а следовательно, оснований к отказу в принятии у него документов не имелось. Такие доводы суд считает необоснованными по следующим основаниям:
В силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно ст.2 Федерального закона " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства. Органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции и его территориальные органы.
Миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан (ст.4 Закона РФ" О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
В соответствии со ст. 21 указанного закона основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Таким образом, Федеральная миграционная служба, являясь специально созданным государственным органом для осуществления функций по контролю и надзору в сфере миграции, обладая достоверной информацией о том, что регистрация иностранных граждан в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Комарову А.А., носит мнимый характер, о том, что иностранные граждане в жилом помещении Комарова не проживают, на основании многочисленных проверок и имеющихся документов, сделала обоснованный вывод об отсутствии у Комарова А.А. права на получение государственной услуги по осуществлению миграционного учета граждан ФИО1 и ФИО2 Кроме того, указанные иностранные граждане были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Комаров А.А. утверждал, что данные граждане пребывают в его доме и готовы явиться в судебное заседание. Однако, указанные заинтересованные лица в судебное заседание не явились.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления Комарова А.А. о признании незаконным отказа Отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Нижегородской области в г. Дзержинске в приме заявлений о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации иностранным гражданам необходимо отказать.
В связи с отказом в удовлетворении заявления Комарова А.А., у суда не имеется оснований для взыскания в его пользу расходов на представителя.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198, 264 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Комарова А.А. о признании незаконным отказа Отдела Управления Федеральной Миграционной службы по Нижегородской области в г. Дзержинске в приме заявлений о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации иностранным гражданам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородском областном суде через Дзержинский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Ю. Хайдукова.
Ксерокопия верна: судья секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.