Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием представителя истца Вашаткиной А.В., ответчика Пегасовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" к "данные изъяты" Пегасовой М.Ю. о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" (далее - НООО "КПЗПП") обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что члены общественной организации осуществляют общественный контроль на территории муниципальных образований Нижегородской области по соблюдению прав потребителей. В процессе проведения общественного контроля участники НООО "КПЗПП" осуществляют визуальный осмотр в месте обслуживания, общаются с продавцом, исполнителем работ (услуг), либо его представителем на момент проведения общественного контроля в качестве потребителя. 18.04.2012 года в ходе проведения общественного контроля был проведен визуальный осмотр в торговых точках, расположенных на "данные изъяты" по адресу "адрес" а так же было общение с продавцами и их представителями о возможности ознакомления с документами, которые по требованию должны предъявляться потребителю, в том числе в торговых точках ответчика. В ходе визуального осмотра и общения с контактном лицом, осуществляющем продажу в торговой точке "данные изъяты" Пегасовой М.Ю. был обнаружен ряд нарушений законодательства о защите прав потребителей, а именно: отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закона о защите прав потребителей), отсутствует возможность ознакомления потребителя с Правилами торговли или соответствующего вида обслуживания (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров); не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления Книги жалоб и предложений" (п. 8 Правил продажи); отсутствует возможность соблюдения прав потребителя на получение кассового и/или товарного чеков, квитанций (п. 21 Правил продажи); ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правил продажи). По результатам контроля было составлено заключение N от 18.04.2012 года, в котором отражены выявленные нарушения. По результатам проведенного общественного контроля были приняты меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению посредством проведения разъяснительных и просветительских работ с указанием на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в дальнейшей деятельности. 18.05.2012 года служба безопасности "данные изъяты" вместе с администратором не дали провести повторно мероприятия по осуществлению общественного контроля "данные изъяты" членами НООО "КПЗПП". Просит суд прекратить противоправные действия ответчика путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения.
Представитель НООО "КПЗПП" по доверенности Вашаткина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, в судебном заседании пояснила, что по регламенту НООО "КПЗПП" проверку на торговых точках возможно провести комиссией из двух человек, но один из проверяющих "данные изъяты", поэтому проверка к судебному заседанию проведена не была. Сегодня 30.07.2012 года председатель НООО "КПЗПП" ФИО1 около 9 часов в качестве потребителя был на торговой точке ответчика и сообщил по телефону, что нарушения не устранены. Так же он сообщил, что на торговой точке под вывеской ответчика "данные изъяты", ценников не было, продавца не было, он не видел Закона "О защите прав потребителей, Правил продажи и Книги жалоб и предложений. Где находится продавец, он не узнавал. При проверке представители предъявили удостоверения, сказали, что это мероприятия по проведению общественного контроля, разъяснили, что есть месяц на устранение недостатков, права разъясняются в устной форме, разъяснение прав нигде не фиксируется.
Ответчик "данные изъяты" Пегасова М.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что занимается "данные изъяты", осуществляет "данные изъяты". На торговую точку заключен договор аренды, торговлю осуществляет сама, наемных работников не имеет. В апреле 2012 года два молодых человека показали администратору удостоверения и подходили к торговым точкам. Они ей объяснили, что это не проверка, а визуальный осмотр, указали, что рекомендуют иметь товарные чеки, правильно оформить ценники, а так же иметь Закон "О защите прав потребителей, Правила продажи и Книгу жалоб и предложений, более ничего не разъясняли. Сказали, что через один месяц придут с проверкой. Она все приобрела, недостатки исправила, книгу жалоб и предложений зарегистрировала в Администрации "адрес", однако на проверку администрация "данные изъяты" никого не пустила. До настоящего времени никто проверку не провел, недостатков на сегодняшний день нет. Сегодня 30.07.2012 года ее торговую точку проверить невозможно, так как она не работает, в том числе в связи с судебным заседанием, продавцов у нее нет, всё что исправила, принесла в суд, истец после предварительного судебного заседания хотел проверить ее отдел, но так и не пришел. "данные изъяты".
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Истец Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" является, согласно пунктам N Устава, общественной организацией, созданной с целью содействия в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ, услуг. Согласно пункту N Устава, Нижегородская областная общественная организация "Комитет по защите прав потребителей" для достижения уставных целей осуществляет в частности следующие виды деятельности: в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя, группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей.
Право общественных объединений (действующих на основании устава) на проверку соблюдения прав потребителей основано на статье 45 Закона "О защите прав потребителей". Согласно этой статье общественные объединения потребителей вправе: в частности,
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно приказу N по Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" от 28.04.2011 года, членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от 28.04.2011 года. Кроме того, 19.02.2011 года в целях систематизации представлений о порядке проведения проверок и повышения качества исполнения функций участниками НООО "Комитет по защите прав потребителей" был утвержден общий для всех проводимых проверок Регламент, введен в действие "Журнал о подготовке к проведению проверок участниками НООО "КПЗПП".
На основании изложенного, как указывает истец, НООО "КПЗПП" 18.04.2012 года был произведен осмотр торговой точки "данные изъяты" Пегасова М.Ю. "данные изъяты" расположенным по адресу: "адрес", в результате которого были выявлены нарушения, изложенные в заключении N от 18.04.2012 года, где имеется подпись "данные изъяты" Пегасовой М.Ю., а именно: отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закона о защите прав потребителей), отсутствует возможность ознакомления потребителя с Правилами торговли или соответствующего вида обслуживания (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров); не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления Книги жалоб и предложений" (п. 8 Правил продажи); отсутствует возможность соблюдения прав потребителя на получение кассового и/или товарного чеков, квитанций (п. 21 Правил продажи); ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правил продажи). Повторно мероприятия общественного контроля в торговой точке ответчика не проводились. Истец просит признать действия ответчика противоправными, нарушающими права неопределенного круга потребителей, прекратить действия ответчика путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения.
Согласно статье 3 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
По статье 9 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (пункт 1).
Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя) (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: в том числе: адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пункт 2 статьи 10 Закона).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 10 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года (ред. от 27.01.2009 года) N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (пункт 9 Правил). Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
В соответствии с пунктом 8 Правил, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
В силу пункта 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
В соответствии с пунктом 19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Согласно пункту 21 Правил, расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
На основании части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ответчик Пегасова М.Ю. зарегистрирована в качестве "данные изъяты" 06.03.2006 года за основным государственным регистрационным номером "данные изъяты" N, поставлена на учет в "данные изъяты". "данные изъяты" Пегасова М.Ю. осуществляет "данные изъяты", имеет торговую точку, арендуемую на "данные изъяты" расположенным по адресу "адрес"
Оспаривая заявленные требования, ответчик ссылается на то, что представителями истца проводился визуальный осмотр ее торговой точки, а не проверка, были даны рекомендации по устранению недостатков, которые ею были приняты и устранены, однако проверку выполнения требований законодательства истец не провел.
В соответствии с п. N Регламента, участник организации при проведении общественного контроля: предъявляет удостоверение участника организации, знакомит руководителя, либо представителя, на момент проверки, проверяемой организации, с полномочиями проводящих проверку лиц, а так же с целями и задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по общественному контролю, знакомит руководителя либо представителя, на момент проверки, проверяемой организации, с правами и обязанностями проверяемого.
Между тем, как следует из объяснений ответчика, на момент проведения первичного осмотра ее торговой точки, ее с правами и обязанностями при проведении проверки не ознакомили, основания проведения проверки указаны не были. В подтверждение своих доводов об устранении нарушений ответчиком в судебное заседание представлены Книга жалоб и предложений N, зарегистрированная в "данные изъяты" 18.07.2012 года, Закон "О защите прав потребителей", Правила продажи отдельных видов товаров, бланки товарных чеков, а так же ценники, содержание даты и подпись ответчика. Об устранении нарушений ответчиком было заявлено и в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.
Факт устранения нарушений на дату подачи искового заявления и рассмотрения дела в суде истцом не опровергнут, при этом представителем истца в судебном заседании не отрицалось, что истец представляет субъектам проверки время для устранения нарушений, ответчик была предупреждена о повторной проверке, которую истец не провел не по вине ответчика. Довод истца о невозможности проверки по причине "данные изъяты" несостоятелен, поскольку законодательно данное не регламентировано, в соответствии с же с Регламентом самого истца, проверки могут проводиться и одним участником организации (пункт N Регламента). Первичный акт не был направлен в орган государственного надзора и органы местного самоуправления для проведения проверки изложенных в акте фактов.
Кроме того, в соответствии с п. N Регламента, председатель Правления рассматривает представленные субъектом проверки материалы об устранении нарушений, и, в случае не устранения нарушений, может установить необходимость: проведения повторной проверки, предъявления иска в суд о прекращении противоправных действий.
Ссылка представителя истца на визуальный осмотр торговой точки ответчика председателем Правления в день проведения судебного заседания, как свидетельства не устранения нарушений, по мнению суда, несостоятелен, поскольку, как следует из объяснений ответчика, она наемных работников не имеет, и в день судебного заседания ее торговая точка закрыта в связи с необходимостью ее присутствия в судебном заседании. При отсутствии продавца и торговли как таковой, истец не имеет возможности проверки соблюдения ответчиком прав потребителей, включая соблюдения прав потребителя на получении при покупке товара товарного чека, надлежаще оформленных ценников, предъявления продавцом Книги жалоб и предложений по требованию покупателя.
При этом суд отмечает, что истец, указывая на нарушение прав потребителей со ссылкой на статью 3 Закона "О защите прав потребителей", в частности, на отсутствие возможности ознакомления прав потребителя посредством организации системы информации потребителей об их правах и обязанностях и о необходимых действиях по защите их прав, не указывает конкретные нарушения ответчика по предоставлению информации потребителю. Сама по себе норма статьи 3 Закона "О защите прав потребителей" носит декларативный характер и в большей степени относится к области государственного планирования. Дополнительных прав потребителю и обязанностей продавцу данная норма практически не предоставляет, она также не регулирует порядок реализации прав, предоставляемых потребителю другими нормами Закона. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, изданием соответствующих журналов и т.п. Такой обязательной информацией со стороны продавца в соответствии со статьей 9 Закона о защите прав потребителей является информация о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации, однако об указанных нарушениях истцом не указано. Требование по размещению названной информации дублируются в пункте 10 Правил продажи отдельных видов товаров, в пункте 9, которого, указано и на доступность и наглядность самих Правил.
Пункт 21 Правил продажи отдельных видов товаров регламентирует порядок расчетов с покупателем, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, относится к государственной функции.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ, статьей 11 ГК РФ защите подлежит нарушенное право. Статья 10 ГК РФ запрещает злоупотребление своим правом.
При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом представленных истцом и ответчиком доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу об устранении ответчиком нарушений прав потребителей до обращения истца в суд и рассмотрения дела по существу. Поскольку допущенное ответчиком нарушение было устранено и на момент рассмотрения дела по существу уже не существует, в связи с чем, не может явиться основанием для удовлетворения исковых требований, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Нижегородской областной общественной организации "Комитет по защите прав потребителей" к "данные изъяты" Пегасовой М.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: Н.А.Воробьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.