Судья Княгининского районного суда Нижегородской области Миронов С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.16 Кодекса РФ об административных право нарушениях в отношении юридического лица Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация", ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
с участием законных представителей юридического лица по доверенности ФИО4, ФИО5,
представителя УФСКН России по Нижегородской области ФИО3,
Представителям юридического лица ФИО4, ФИО5 разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об АП, ст. 51 Конституции РФ, отводов судье и ходатайств не заявлено.
УСТАНОВИЛ:
Сотрудниками Управления ФСКН России по Нижегородской области в мае 2012 года была проверена оперативная информация о нарушении правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, в филиале Государственного предприятия Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" - "Аптека N", расположенном по адресу: "адрес".
В результате проведенного ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" ДД.ММ.ГГГГ в период с 12 часов 50 минут до 17 часов 50 минут были выявлены следующие нарушения:
1). На основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1148:
- входная дверь в помещение оснащена классом защиты от разрушающих воздействий ниже 3-го класса;
- входная дверь имеет 2 запирающих устройства ниже 3-го класса защиты от разрушающих воздействий;
- вторая решетчатая дверь оснащена одним запирающим устройством ниже 2-го класса защиты от разрушающих воздействий;
- наркотические средства и психотропные вещества хранятся в сейфе ниже 4-го класса устойчивости к взлому, так как сейф оснащён двумя запирающими устройствами ниже 3-го класса защиты от разрушающих воздействий (п.6 Постановления);
- приказом руководителя юридического лица не уставлен порядок хранения ключей от помещения, где осуществляется хранение наркотических средств и психотропных веществ (п. 13 Постановления);
2). На основании Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 года N 644:
- в журналах регистрации операций (за 2010-2012 г.), связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптеке, не отражены результаты проведения инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ (п. 14 Постановления);
- в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптеке, имеются не оформленные соответствующим образом исправления - в журнале за 2011 год стр. N, N N, N, в журнале за 2012 год - стр. N, N (п.13 Постановления);
- журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в аптеке не скреплены подписью руководителя юридического лица (п.6 Постановления);
3). На основании Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 года N 419;
- журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в аптеке, не заверен подписью руководителя юридического лица и не пронумерован (п. 4 Постановления);
- руководителем юридического лица не назначено лицо, ответственное за ведение и хранение журналов регистраций операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в аптеке (п.5 Постановления);
- в журналах регистраций операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в аптеке, имеются не оформленные соответствующим образом исправления стр.18,19 (п.11 Постановления);
- журналы регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в аптеке, ведутся по неустановленной законодательством РФ форме (п.1 Постановления);
- отсутствуют документы, подтверждающие совершение операций, которые должны храниться вместе с журналом регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (п.6 Постановления).
Действия юридического лица квалифицированы по ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение правил хранения, учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Представитель УФСКН России по Нижегородской области ФИО3 в судебном заседании пояснил, что определение классов защиты от разрушающих воздействий и устойчивости к взлому он определял визуально, а также исходя из наличия соответствующей документации (сертификаты соответствия, договоры с охранными учреждениями). Документы, подтверждающие класс устойчивости, в ходе проверки предъявлены не были. Считает, что журналы должны быть скреплены подписью руководителя юридического лица, а не его заместителя. В журналах должны быть указаны результаты инвентаризации (фактические и книжные остатки), а не только ссылки на акты инвентаризации. Кроме того, после внесения изменений в законодательные акты в 2010 году, для юридических лиц было предоставлено время для изучения и приведения документации в соответствии с изменениями. С момента внесения изменений прошло более года, и времени для устранения недостатков было достаточно.
Считает, что за выявленные нарушения должно быть назначено наказание в соответствии с требованиями ст. 6.16 КоАП РФ в виде административного штрафа без применения административного приостановления деятельности и конфискации.
В судебном заседании представители ГП НО "Нижегородская областная фармация" ФИО4, ФИО5, признали допущенные предприятием нарушения, указанные в абзаце 2 пункта 2, абзацах 3,4, пункта 3 протокола об административном правонарушении.
В остальной части выявленные нарушения, отмеченные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не признали, указав следующее.
Установить степень защиты от разрушающих воздействий у имеющихся на момент проведения мероприятия запирающих устройств на дверях помещения и на сейфе, в котором хранятся наркотические средства и психотропные вещества, не представляется возможным по причине отсутствия документов на указанные замки. По их
мнению, указанные запирающиеся устройства не ниже классов
защиты от разрушающих воздействий, установленных правилами хранения
наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148.
Кроме того, в пункте 6 указанных Правил установлено, что наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающих шкафах не ниже четвертого класса устойчивости к взлому или металлических шкафах.
В настоящее время двери помещения и сейфа оснащены запирающими устройствами необходимого класса защиты, что подтверждается руководством по эксплуатации замков и фотоснимками.
Приказ о порядке хранения ключей от помещения, где осуществляется: хранение наркотических средств и психотропных веществ, имелся на момент проведения мероприятия, был издан ДД.ММ.ГГГГ под номером 29П директором филиала ГП НО "НОФ" - Аптека N ФИО6, в пределах возложенных на нее полномочий (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ); приказами от ДД.ММ.ГГГГ NП, 08П и от ДД.ММ.ГГГГ NП установлены лица, имеющие право доступа в данное помещение.
В журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптеке, отражены результаты проведения инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ, должным образом. Журналы регистрации операций с наркотическими средствами психотропными веществамии операций с прекурсорами скреплены подписью заместителя генерального директора предприятия ФИО4, также в пределахвозложенных на нее полномочий (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Указание в Правилах ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 419, а также в Правилах ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644, на необходимость заверения журналов непосредственно подписью руководителя юридического лица противоречит нормам гражданского законодательства РФ.
В силу ч. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия постановления Правительства РФ настоящему кодексу или иному закону применяется настоящий кодекс или соответствующий закон.
Представители юридического лица считают, что наличие в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, не оформленных соответствующим образом исправлений, не повлекло каких-либо негативных последствий охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства и не содержит существенной угрозы общественным отношениям в сфере обеспечения здоровья граждан.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" пpи отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место малозначительность правонарушения.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, в силу статьи 2.9 Кодекса РФ об АП могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кроме того, ФИО5 считает, что при составлении протокола были нарушены права предприятия. Протокол составлен с участием руководителя филиала ФИО6, которая действовала на основании общей доверенности, а не доверенности, выданной по конкретному делу. Руководитель предприятия, являющийся его законным представителем, о составлении протокола уведомлен не был.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что является директором филиала ГП НО "НОФ" Аптека N. Она присутствовала при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении она подписала, так как частично была согласна с выявленными нарушениями.
Суд, выслушав представителей ГП НО "Нижегородская областная фармация" ФИО4, ФИО5, представителя УФСКН России по Нижегородской области ФИО3, свидетеля ФИО6, исследовав материалы дела, находит, что ГП НО "Нижегородская областная фармация" нарушены требования п.13 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1148; п.п.6,13 Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 года N 644; п.п.1,4,6,9,11 Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 года N 419, то есть действиями юридического лица ГП НО "Нижегородская областная фармация" совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение правил хранения, учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Вина юридического лица в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-9); протоколом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-4); копией журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров (л.д. 66-110).
Вместе с этим суд не усматривает в действиях ГП НО "Нижегородская областная фармация" следующие нарушения.
Пункт 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1148. не содержит требований о предоставлении проверяющим лицам сертификатов соответствия на двери, замки и сейфы, а также о включении в договоры с охранными организациями указаний на классы защиты данных объектов. Каких-либо доказательств несоответствия классов защиты, суду не представлено.
На основании ст.1.5 Кодекса РФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, не предоставление предприятием документов, подтверждающих классы защиты, не может свидетельствовать о его виновности в совершении правонарушения. Обязанность доказывания несоответствия классов защиты лежит на контролирующем органе.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 года N 644, в журналах регистрации необходимо отражать результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ. Согласно представленным журналам регистрации установлено, что предприятием проводятся ежемесячные инвентаризации НС и ПВ, которые оформляются отдельными актами, реквизиты актов заносятся в журнал регистрации.
Вместе с этим суд считает, что юридическое лицо обоснованно руководствовалось письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2006г. N 6811-ВС, оформляло инвентаризацию в форме отдельного акта, реквизиты которого были указаны в журнале. Обязанность оформления акта инвентаризации непосредственно в журнале из требований указанного постановления не вытекает.
Суд, оценивая довод представителей юридического лица об отсутствии нарушений, а именно журнал регистрации операций связанных с оборотом НС и ПВ заверен подписью заместителя директора предприятия, находит его необоснованным.
На основании п.6 Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 года N 644 и п.4 Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 года N 419, журналы регистрации операций, связанных с НС и ПВ, а также их прекурсорами, должны быть скреплены подписью руководителя предприятия. Заместитель генерального директора предприятия не наделен учредительными документами какими либо полномочиями. Согласно п.7.8 Устава он (заместитель) действует в пределах полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых генеральным директором (л.д.35). Положения постановлений Правительства РФ не предусматривают право руководителя на делегирование своих полномочий в этой части другим работникам предприятия, независимо от наименования их должностей.
Довод представителя юридического лица, о том, что при составлении протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица отсутствовал, тем самым было допущено ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, суд находит несостоятельным.
Статья 25.4 Кодекса РФ об АП предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
На основании ст. 28.2 Кодекса РФ об АП орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
С учетом положений вышеуказанных статей, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса РФ об АП.
Кодекс РФ об АП не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.
Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009г. (вопрос N 8)
Ответственность по ст. 6.16 Кодекса РФ об АП предусмотрена за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учёта, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоров.
Таким образом, суд пришел к выводу, что юридическое лицо ГП НО "Нижегородская областная фармация" нарушило установленные правила учета и хранения наркотических веществ, психотропных веществ и их прекурсоров, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 Кодекса РФ об АП.
На основании ст. 4.1 Кодекса РФ об АП при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства, каковых в судебном заседании установлено не было.
Оснований для освобождения предприятия от административной ответственности с применением ст.2.9 Кодекса РФ об АП суд не усматривает, поскольку нарушения совершены в сфере легального оборота НС и ПВ. При таких обстоятельствах деяние не может быть признано малозначительным.
Суд, учитывая вышеизложенное, полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, без конфискации, предусмотренной санкцией статьи, а также не находит оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности предприятия.
На основании изложенного, руководствуясь 29.7-29.10 Кодекса РФ об АП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей без конфискации прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10-ти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.А. Миронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.