Решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 03 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Песков В.В.,
при секретаре Григорьевой Н.К.,
с участием представителя заявителя администрации МО " "адрес"" "адрес" Морозовой Т.В., на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица администрации "адрес" муниципального района "адрес", Фигина А.Е., N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ТОУ "адрес" в "адрес", "адрес"х, Сиволапова С.К.,
помощника прокурора Лысковского района Нижегородской области Кравца А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МО " "адрес"" "адрес" об оспаривании представления прокурора "адрес",
УСТАНОВИЛ:
В Лысковский районный суд Нижегородской области, обратилась администрация МО " "адрес"" "адрес" с заявлением об отмене представления прокурора "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации МО " "адрес"" "адрес", со ссылкой на статьи 14, 14.1, 18, 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", требования поддержал в полном объеме, полагает, что обязанности в сфере охраны атмосферного воздуха должны исполнять органы местного самоуправления "адрес" муниципального района "адрес".
Помощник прокурора "адрес" Кравец А.Ю., представитель Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" в "адрес" "адрес"х Сиволапов С.К., администрации "адрес" муниципального района "адрес" Фигин А.Е., требования заявителя не признали, полагают доводы заявления необоснованными и подлежащими отклонению.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно положениям ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК).
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, проведенной прокуратурой "адрес", установлено, что администрацией МО " "адрес"" "адрес" не осуществляется организация в части сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории "адрес".
В частности, прокуратурой "адрес" в ООО " "данные изъяты" выявлены нарушения в указанной сфере, а именно установлено, что на территории ООО " "данные изъяты"" отработанные люминесцентные лампы и брак хранятся в открытом виде в помещении технического этажа. Часть ламп хранится без фабричной упаковки. Контейнеры для хранения люминесцентных ламп не предусмотрены.
По результатам проведенной проверки, прокурором "адрес" в адрес администрации МО " "адрес"" "адрес", направлено представление, в котором указываются обнаруженные нарушения, с требованием об их устранении (л.д. 4).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 7 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование которых может повлечь причинение вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681, установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (п. 8).
Из материалов дела видно и установлено судом, что указанные вопросы местного значения не решаются администрацией МО " "адрес"".
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде) может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования " "адрес"", в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
Таким образом, оснований признать оспариваемое представление прокурора "адрес" не соответствующими действующему законодательству у суда на данный момент не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления администрации МО " "адрес"" "адрес", отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В.Песков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.