Решение Московского районного суда г. Нижний Новгород от 18 января 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2012г. г.Н.Новгород
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Птушко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Котылева П. М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, ОАО "Н*", администрации г.Нижнего Новгорода о признании права на приватизацию, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что на основании договора найма жилого помещения N * от 28.12.2009г. занимает комнату N * в доме * по ул. Б* г.Н.Новгорода. Котылев П.М. постоянно пользуется указанным жилым помещением, за свой счет сделал в комнате косметический ремонт, купил мебель и предметы необходимого пользования, оплачивает коммунальные платежи. Истец считает, что имеет законное право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, поскольку ранее участия в приватизации не принимал. Однако, на данный момент истец лишен такой возможности, поскольку здание имеет статус общежития, относится к федеральной собственности и числится в реестре федерального имущества, относится к специализированному жилищному фонду и не подлежит отчуждению. Истец просит признать за ним право на приватизацию комнаты * дома * по ул. Б* г.Н.Новгорода, признать за ним право собственности на указанное жилое помещение.
Истец Котылев П.М. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, представитель истца Лапышова Л.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, в письменном заявлении просило о рассмотрении дела в его отсутствие, просило в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что ОАО "Н*" на момент заключения с истцом договора найма не обладало полномочиями по распоряжению объектом недвижимости - зданием общежития, расположенным по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *.
Ответчик ОАО "Н*" в суд своего представителя не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против заявленных требований, указывая, что жилое помещение было предоставлено Котылеву П.М. как работнику ОАО "Н*".
Ответчик Администрация г.Н.Новгорода, привлеченная к участию в деле, в судебное заседание своего представителя не направила, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в его отсутствии, оставив вынесение решения на усмотрение суда.
Суд, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 п.5 Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 года N1531, приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года "О введении в действие закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" до приведения действующего законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" оно применяется постольку, поскольку не противоречит этому Закону.
Согласно п.п.3,4,2 Указа Президента РФ от 29 января 1992 года N66 с приложением N3 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, деятельность акционерного общества, созданного путем преобразования государственного или муниципального предприятия, регулируется действующим законодательством РФ и нормативными актами Правительства РФ с учетом особенностей, установленных настоящим положением. В состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;
Из Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года N721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества и п.5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа следует, что при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставной капитал акционерного общества.
Изложенное также было закреплено в Указе Президента РФ от 10 января 1993 года N8, согласно которому в целях сохранения функционального назначения и установленного порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не включаются жилые помещения, жилищный фонд..
Судом установлено следующее.
В 1994 году Производственное объединение "Н*", являвшееся федеральной собственностью, было приватизировано.
В соответствии с Указом Президента РФ N8 от 10 января 1993г. в состав приватизируемого имущества объекты жилищного фонда включению не подлежали. Согласно плану приватизации предприятия жилой фонд, в том числе дом * по ул.Б* г.Н.Новгорода, принадлежавший объединению, приватизирован не был.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, здание жилого дома, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *, относится к федеральной собственности, числится в реестре федерального имущества как объект казны Российской Федерации и находилось на балансе ОАО "Н*" до передачи жилья в ТСЖ "Б*".
30 ноября 2010 года по акту приема-передачи технической документации ОАО "Н*" дом передан в управление ТСЖ "Б*".
Согласно акту приема-передачи технической документации от 30.11.2010г., управление общежитиями, находящимися по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. *, было передано ТСЖ "Б*".
Судом установлено, что Котылев П.М. с 1977 года является работником ОАО "Н*", что подтверждается копией трудовой книжки, имеет грамоты за хорошую работу. Ему, как работнику завода, в 2009 году была предоставлена комната * в доме N * по ул. Б* г.Н.Новгорода, который имеет статус общежития. Хотя документов, подтверждающих законность предоставления жилого помещения в ОАО "Н*" не сохранились, но сам ответчик в своем письме подтверждает то обстоятельство, что комната Котылеву П.М. предоставлялась как работнику ОАО "Н*". 28 декабря 2009г. между Котлевым П.М. и ОАО "Н*" был заключен договор найма жилого помещения в общежитии N *, согласно которомукомната N * была передана в пользование Котылеву П.Н. (л.д. 23-24). Истец зарегистрирован и постоянно проживает в указанной комнате с 29.12.2009г., на его имя открыт лицевой счет N *, иных проживающих и зарегистрированных в комнате лиц, не имеется.
Ранее истец имел регистрацию в следующих жилых помещениях: в квартире * корп. * дома * по пр. Л* г.Н.Новгорода в период с 06.06.2006г. по 13.07.2007г., в квартире * дома * по ул. Б* г.Н.Новгорода с 28.03.1989г. по 16.10.2001г., с 13.07.2007г. по 29.12.2009г., в квартире * дома * по ул. К* г.Н.Новгорода с 23.12.2005г. по 18.04.2006г., в квартире * дома * по ул. З* г.Н.Новгорода с 19.10.2001г. по 20.12.2005г., в приватизации указанных жилых помещений участия не принимал (л.д. 14-15, 19-22).
Согласно справкам ФГУП "Р*" N * от 27 октября 2011 года, по данным из Поземельной книги и данным из реестровой книги Московского районного ОТИ, регистрация права собственности на объект недвижимого имущества - комнату * дома * по ул. Б* г.Н.Новгорода не производилась (л.д. 16-17). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объект недвижимого имущества комнату N * в доме * по ул. Б* г.Н.Новгорода, отсутствуют (л.д. 18).
В силу ст. 30 Федерального закона от 21.12 2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", объекты социально - культурно и муниципально - бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс акционерного общества, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность. Следовательно, к муниципальной собственности относится жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся.
ОАО "Н*", образованное в порядке приватизации, является собственником только того имущества, которое вошло в состав имущества, отраженного в акте оценки стоимости имущества, на основании которого определялась величина уставного капитала общества. Общежитие, расположенное по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д. * в состав приватизируемого имущества не вошло и в муниципальную собственность в установленном порядке передано не было.
Согласно пункту 20 разъяснений Пленума ВС РФ от 07.06.2006 года на практике имели место случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям.
Согласно ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 18 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), или юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В пункте 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" сказано, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.
Согласно ст. 7, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 г. N 4-П статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Из диспозиции данной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития и в силу закона к ним должен быть применен правовой статус, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие самого договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданских прав нанимателя жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, Котылев П.М., как лицо, занимающее данное жилое помещение, имеет право приобрести его в собственность на основании ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ". После развода с супругой Котылевой Л.Ф., другого жилого помещения у истца не имеется.
Суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, за ним следует признать право собственности на жилое помещение по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, д.*, кв.* в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Котылева П.М. удовлетворить.
Признать за Котылевым П. М. право собственности на комнату площадью 16,5 кв.м., и на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество дома пропорционально размеру общей площади комнаты, расположенную по адресу: г.Н.Новгород, ул. Б*, дом *, комната *.
Настоящее решение является основанием для регистрации права в органах РОСРЕЕСТРа.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.