Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием помощника прокурора Навашинского района Капотовой Н.П., представителя администрации Большеокуловкого сельсовета Навашинского района Кислова А.С., при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Навашинского района к интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к Большеокуловскому сельскому совету Навашинского муниципального района Нижегородской области, Администрации Большеокуловского сельского совета Навашинского муниципального района, об обязании принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, установлении срока для совершения указанных действий,
УСТАНОВИЛ:
В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования (с учетом уточнений, принятых судом) об обязании представительного органа местного самоуправления - Большеокуловский сельский совет Навашинского муниципального района Нижегородской области принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью; установлении срока для совершения указанных действий.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности.
Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии со ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления.
В соответствии со ст.51 Федерального закона N131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Согласно ч.5 ст.51 Федерального закона N131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. 10 ст.35 Федерального закона N131-ФЗ, для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом представительным органом местного самоуправления муниципального образования должны быть приняты: порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, в т.ч. порядок его приватизации, передачи в аренду, в безвозмездное пользование и на другом праве, а также порядок ведения реестра муниципального имущества.
Согласно ст.ст.10, 14, 20, 24, 35, 39 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" органами местного самоуправления (представительными или исполнительными) должен быть принят порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
В нарушение указанных требований законодательства органом местного самоуправления Большеокуловского сельского совета Навашинского муниципального района нормативно-правовые акты для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, не разработаны.
В нарушение ч. 5 ст.51 Федерального закона N131-ФЗ реестр муниципального имущества органом местного самоуправления не ведется вообще. При этом следует отметить, что с 25.06.2012 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", в связи с чем порядок ведения реестра муниципального имущества должен быть разработан в соответствии с требованиями этого приказа.
Отсутствие данных нормативно-правовых документов не позволяет осуществлять полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, получать от этого соответствующие Доходы в местный бюджет, что нарушает права муниципального образования на обеспечение устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В связи с этим нарушаются и соответствующие права неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Навашинского района Капотова Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации Большеокуловского сельсовета Навашинского района Кислов А.С. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора Навашинского района не возражал, также пояснил, что реестр муниципального имущества имеется, таковой представлен в материалы дела.
Большеокуловский сельский совет Навашинского муниципального района, своевременно и надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, сведения об уважительности причин неявки у суда не имеется.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В силу ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Навашинского района Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления Большеокуловским сельским советом Навашинского муниципального района нормативно-правовые акты для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, не разработаны.
26 марта 2012 года прокурором Навашинского района в отношении Большеокуловского сельсовета Навашинского муниципального района вынесено представление о принятии мер к устранению нарушений требований законодательства о муниципальной собственности путем разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом; об обеспечении ведения реестра муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти; решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за допущенные нарушения федерального законодательства с уведомлением об этом прокурора.
В соответствии п. 1 ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Большеокуловский сельский совет Навашинского муниципального района Нижегородской области является представительным органом местного самоуправления.
В силу п. 10 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В нарушение требований законодательства органом местного самоуправления Большеокуловским сельсоветом Навашинского муниципального района Нижегородской области нормативно-правовые акты для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, не разработаны.
Администрация Большеокуловского сельского совета Навашинского района, являясь в силу ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах, предусмотрены Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", вступающим в силу с 25.06.2012 года.
Указанным Порядком предусмотрены виды объектов, подлежащих учету в реестрах, состав реестра, порядок его ведения и пр., кроме того, п. 3 Порядка предусмотрено, что ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:
- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;
- обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;
- осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
Ведение органами местного самоуправления единого реестра муниципального имущества приведет к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения, кроме того, наличие сведений о приватизации жилищного фонда, наличии и способах использования муниципального имущества, способствует увеличению доходов от его использования.
Администрацией Большеокуловского сельсовета Навашинского района в судебное заседание представлен реестр муниципальной собственности Большеокуловского сельсовета, однако, суд отмечает, что таковой должен быть приведен в соответствие с требованиями Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
На основании изложенного, учитывая, что каких - либо иных сведений и документов, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений законодательства ответчиками не представлено, а материалы дела не содержат, суд находит исковое заявление прокурора Навашинского района подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом суд полагает, что срок - до 01 августа 2012 года, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.
Обязать представительный орган местного самоуправления - Большеокуловский сельский совет Навашинского муниципального района Нижегородской области принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Установить Большеокуловскому сельскому совету Навашинского муниципального района Нижегородской области срок для совершения указанных действий - до 01 августа 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Мельникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.