Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием и.о. прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В., представителя ООО "Автотранс" Богданова С.А., при секретаре Торгашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Навашинского района, обратившегося в защиту интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранс" об обязании в установленном законом порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлении срока для совершения указанных действий,
УСТАНОВИЛ:
В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с иском в защиту неопределенного круга лиц об обязании ООО "Автотранс" в установленном законом порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; установлении срока для совершения указанных действий в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Прокуратурой Навашинского района совместно со специалистами Выксунского межрайонного отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки было установлено, что ООО "Автотранс" осуществляет деятельность в сфере автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, и организацию пассажирских перевозок.
В связи с осуществлением указанного вида деятельности ООО "Автотранс" на праве аренды имеет 14 единиц транспортных средств и гаражный бокс (в соответствии с договорами "данные изъяты").
В соответствии с представленной по результатам проверки справкой
специалиста Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и контроля от 21 мая 2012 года неорганизованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в ООО "Авторанс" являются ворота 6-ти гаражных боксов, открытая стоянка автотранспорта.
Передвижными источниками выбросов является автотранспорт в количестве 14 единиц: И автобусов ПАЗ 4234, работающих на дизельном топливе, и 3 автобуса ПАЗ 3205, работающих на бензиновом топливе.
Источниками выделения загрязняющих веществ являются работающие двигатели автомобилей. Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферный воздух, являются оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота и оксиды серы, сажа, входящие в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, в соответствии с приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 N579.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N288.
Согласно ст.ст.22, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и допустимых выбросов и предельно допустимых физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации,
обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок не превышение установленных технических нормативов выбросов.
В нарушение указанных требований законодательства ООО "Автотранс" при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения; предприятием не разработаны предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух; не осуществляется инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; не ведется учет выбросов; не составлен план мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Согласно ст.24 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом в силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды. Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, одним из которых является обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Таким образом, не соблюдение требований законодательства в указанной сфере нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не способствует реализации принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных гражданских прав.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании и.о. прокурора Навашинского района Зрилина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО "Автотранс" Богданов С.А. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что общество ежеквартально осуществляет платежи за загрязнение окружающей среды, однако разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, у них не имеется. Просит увеличить срок для получения указанного в иске разрешения до 6 месяцев.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных (преамбула к Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об охране атмосферного воздуха".
Статья 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определяет, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
В соответствии со 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 Приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (ред. от 20.05.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предусмотрен разделом 2 Регламента. Из данного нормативного правового акта следует, что в разрешении должен быть указан перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками. В приложении к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух кроме наименования должен быть указан класс опасности вредного (загрязняющего) вещества, количественные показатели разрешенных выбросов по каждому вредному (загрязняющему) веществу.
Из положений п. 7 ст. 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" следует, что виды источников, для которых устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 13 указанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет, в том числе, государственную регистрацию вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Навашинского района совместно с Выксунским межрайонным отделом государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области проведена проверка соблюдения ООО "Автотранс" законодательства об охране окружающей природной среды.
ООО "Автотранс", юридический адрес: "данные изъяты", основной государственный регистрационный номер (ОГРН) "данные изъяты", зарегистрировано в налоговом органе с внесением записи в ЕГРЮЛ ../../....г..
Директором ООО "Автотранс" в соответствии с решением общего собрания участников общества назначен Богданов С.А.
В соответствии с Уставом ООО "Автотранс", основным видом деятельности общества является деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию - организация пассажирских перевозок.
На осуществление данного вида деятельности обществом получена лицензия N *** от ../../....г., сроком ../../....г..
Перевозку пассажиров ООО "Автотранс" осуществляет посредством автотранспортных средств - автобусов ПАЗ 4234, работающих на дизельном топливе, и автобусов ПАЗ 3205, работающих на бензиновом топливе. Указанные автобусы арендованы обществом у ОАО " "данные изъяты"" на основании договора аренды от 28.12.2010 года N4 и акта приема-передачи автомобилей от 28.12.2010 г.
Автотранспортные средства являются передвижными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источниками выделения вредных веществ (оксидов углерода, углеводорода, оксида азота, оксида серы, сажи) являются работающие двигатели автомобилей
Стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются ворота 6-гаражного бокса и открытая стоянка автотранспорта, которые ООО "Автотранс" также арендует у ОАО " "данные изъяты"" на основании договора аренды от 20/1 от 01.01.2006 года.
Из материалов дела следует, что ООО "Автотранс" ежеквартально осуществляет расчет платы за негативной воздействие на окружающую среду и производит платежи по объектам негативного воздействия.
Однако выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Автотранс" осуществляет без специального разрешения, порядок выдачи которого предусмотрен разделом 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Указанное не оспаривается и представителем ответчика.
В соответствии со ст. 30 "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
В соответствии с п.п. 5, 6 Приказа Минприроды РФ от 31.12.2010 N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке.
К источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В нарушение указанных требований законодательства ООО "Автотранс" осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения; предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух обществом не разработаны; инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников не осуществляется; учет выбросов не ведется; план мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов не составлен.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, в частности осуществления деятельности без полученного в установленном законодательством порядке разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нарушаются права неопределенного круга лиц на гарантированное Конституцией РФ право на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, учитывая признание ответчиком исковых требований в данной части, суд находит исковое заявление прокурора Навашинского района подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом суд полагает, что срок - до 05 октября 2012 года, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным, отклонив доводы представителя ответчика о несоразмерности данного срока фактическим временным затратам для исполнения требований законодательства, поскольку доказательств невозможности исполнения обязательств в установленный срок, ООО "Автотранс" не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.
Обязать ООО "Автотранс" в установленном законом порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установить ООО "Автотранс" срок для совершения указанных действий - до 05 октября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Мельникова
.а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.