Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием помощника прокурора Навашинского района Капотовой Н.П., представителя третьего лица- администрации Навашинского района Чернова А.В., представителя третьего лица- ГУ НО "Госветуправление Навашинского района" Ларькина Н.А., представителя третьего лица-Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Родяшовой С.В., при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района к Правительству Нижегородской области об обязании принять в собственность субъекта Российской Федерации Нижегородской области сибиреязвенных захоронений (скотомогильников), об обязании принять меры к обустройству сибиреязвенных захоронений (скотомогильников) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-санитарных правил,
УСТАНОВИЛ:
В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с исковым заявлением (с учетом уточнений, принятых судом) об обязании Правительства Нижегородской области принять в собственность субъекта Российской Федерации - Нижегородской области сибиреязвенных захоронений (скотомогильников) С01-30/046 в ******* Навашинского района, С02-30/047 в ******* Навашинского района, С03-30/048 в ******* Навашинского района, С04-30/049 в ******* Навашинского района, С05-30/050 в ******* Навашинского района, С06-30/051 в ******* Навашинского района; об обязании Правительства Нижегородской области принять меры к обустройству указанных сибиреязвенных захоронения (скотомогильников)в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-санитарных правил.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения законодательства о сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов, отходов производства и потребления.
В ходе проверки было установлено, что на территории Навашинского района расположены 6 сибиреязвенных захоронений: СО 1-30/046 в ******* Навашинского района; С02-30/047 в ******* Навашинского района; СОЗ-30/048 в ******* Навашинского района; С04-30/049 в ******* Навашинского района; С05-30/050 в ******* Навашинского района; С06-30/051 в ******* Навашинского района.
В соответствии с п.7.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года N13-7-2/469, ветеринарными специалистами государственной ветеринарной службы проводятся регулярные осмотры сибиреязвенных захоронений. В ходе проведенных осмотров было установлено, что вышеуказанные сибиреязвенные захоронения являются бесхозяйными, в связи с чем нарушены правила их обустройства и содержания.
Так, в нарушение п.п.5.6, 5.8, 5.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов, а также п.4.1 СП 3.1.0896 - ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими человека и животных. Сибирская язва" территория сибиреязвенные захоронения СО 1-30/046 в д. Рогово Навашинского района не огорожена, не обозначена и не оканавлена по всему периметру (акт осмотра от 29 апреля 2011года).
Территория сибиреязвенного захоронения С02-3 0/047 в ******* Навашинского района не огорожена и не оканавлена по всему периметру, скотомогильник не обозначен (акт осмотра от 29 апреля 2011 года)
Территория сибиреязвенного захоронения СОЗ-30/048 в ******* Навашинского района не огорожена и не оканавлена по всему периметру, скотомогильник не обозначен (акт осмотра от 29 апреля 2011 года).
Территория сибиреязвенного захоронения С04-30/049 в ******* Навашинского района обозначена табличками, однако не огорожена, не оканавлена по всему периметру (акт осмотра от 18 мая 2011 года).
Территория сибиреязвенного захоронения С05-30/050 в ******* Навашинского района не огорожена и не оканавлена по всему периметру, скотомогильник не обозначен (акт осмотра от 29 апреля 2011 года).
Территория сибиреязвенного захоронения С06-30/051 в ******* Навашинского района не огорожена и не оканавлена по всему периметру, скотомогильник не обозначен (акт осмотра от 29 апреля 2011 года).
Вследствие бесхозности указанных скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние данного имущества, что и приводит к нарушениям законодательства.
Согласно ч. 1 ст.35 Закона "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанны объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно п.п. "ц" п.2 ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" не предусматривает.
Вместе с тем, отсутствие собственника сибиреязвенных захоронений влечет невозможность обеспечения их сохранности, а соответственно безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории района. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов государственной власти Нижегородской области) в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
В судебном заседании помощник прокурора Навашинского района Капотова Н.П. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации Навашинского района Чернов А.В. с исковыми требованиями прокурора Навашинского района согласился в полном объеме, пояснив, что скотомогильники являются собственностью субъекта, и не относятся к муниципальному имуществу.
ПредставительГУ НО "Госветуправление Навашинского района" Ларькин Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что скотомогильники существуют довольно продолжительное время, в момент их образования никаких правил по их содержанию не было. В настоящее время на все имеющиеся в Навашинском районе скотомогильники оформлены технические паспорта.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Родяшова С.В. с исковыми требованиями прокурора Навашинского района согласилась в полном объеме, считает таковые подлежащими удовлетворению.
Правительство Нижегородской области, своевременно проинформированные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отзыве. В представленном отзыве указали о несогласии с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание совершить определенные действия и означает исполнение обязательств в натуре. Однако данный способ защиты связан с существованием у ответчика как обязательства на совершение этого действия, так и реальной возможности исполнения требования.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В обоснование искового заявления прокурор приводит пункт "ц" статьи 26.11 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому в собственности объекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для сведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Однако приведенная норма федерального закона не носит императивного характера, а лишь предусматривает возможность иметь в собственности субъектов Российской Федерации указанные объекты, но не предписывает обращать скотомогильники, не имеющие собственников, в собственность именно субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения селения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей частью мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту 5 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Ссылаясь на положения Указа Президента Российской Федерации 24.12.1993 N2284, запрещающего приватизацию скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, прокурором сделан вывод о том, что вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Однако, биотермические ямы, являющиеся предметом спора, в настоящее время существуют, и, следовательно, ссылка на нормы, регламентирующие создание указанных ям, при обосновании возложения именно на Правительство Нижегородской области обязанности по принятию в собственность субъекта Российской Федерации уже существующего объекта неправомерна.
Также необходимо отметить, что пункт "ц" статьи 26.11 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должен рассматриваться во взаимосвязи с нормами, регулирующими порядок формирования собственности субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 указанного Закона Нижегородской области определено, что собственность области формируется: в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами; в результате передачи имущества из федеральной или муниципальной собственности в собственность области; в результате зачисления налогов и иных платежей в областной бюджет; в результате приобретения имущества в порядке и на основаниях, не запрещенных законодательством; собственности области, если иное не предусмотрено законодательством РФ или договором о результатах использования объектов собственности (плодах, продукции, доходах); иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Из искового заявления прокурора следует, что указанные биотермические ямы являются бесхозяйными недвижимыми вещами.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что неразрывно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного мерного ущерба их назначению, невозможно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В с соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исходя из указанной нормы гражданского законодательства, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы таким правом не обладают, следовательно, именно органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Законодательством не предусмотрены полномочия субъектов РФ по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обязательства по принятию этого имущества в собственность, таким образом, законодательством не установлен порядок включения бесхозяйного объекта в собственность субъекта Российской Федерации помимо воли субъекта Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие зарегистрированного права собственности на данные объекты не освобождает органы местного самоуправления от обязанностей по поддержанию санитарного состояния и оборудованию скотомогильников, возложенных на них согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. В нарушение данной нормы прокурор не приводит конкретной нормы законодательства, обязывающей принять или предусматривающей передачу биотермических ям (скотомогильников) в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, гласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от - 12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Кроме того, исполнение решения суда не должно вызывать затруднений. Однако в настоящее время порядок, позволяющий отнести бесхозяйную вещь непосредственно к ответственности субъекта Российской Федерации - Нижегородской области отсутствует, и действия направленные на принятия объекта будут противоречить положениям ст. 225 ГК РФ.
Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, направленным ходатайством просили о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителя, в возражениях относительно искового заявления указали о несогласии с требованиями прокурора ввиду следующего.
В соответствии с п. "ц" ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. п. 8, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 указанного закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Вышеназванные нормы федеральных законов не носят императивный характер, а лишь предусматривают возможность иметь в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований указанные объекты (в том числе скотомогильники, биотермические ямы), но не предписывают обращать названные объекты в собственность того или иного субъекта помимо воли самого субъекта.
Согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Следовательно, действующее законодательство не ставит обязанность по обустройству и содержанию биотермической ямы в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами в зависимость от регистрации права собственности того или иного субъекта на эти объекты.
Из искового заявления прокурора следует, что сибиреязвенные скотомогильники: СО 1-30/046 в ******* Навашинского района, С02-30/047 в ******* Навашинского района, СОЗ-30/048 в ******* Навашинского района, С04-30/049 в ******* Навашинского района, С05-30/050 в д.Пустынь Навашинского района, С06-30/051 в ******* Навашинского района (далее - скотомогильник), являются бесхозяйными.
При этом скотомогильники существуют, и не ставится вопрос о создании новых скотомогильником, которые могли бы находиться в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования собственности Нижегородской области определен Законом Нижегородской области от 08.05.2003 года N 31-3 "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области". Из статьи 4 данного Закона не следует, что бесхозяйные объекты (в данном случае - скотомогильники) могут стать источником формирования собственности Нижегородской области.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь предусмотрен статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Действующим законодательством не предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и принятию бесхозяйного имущества в свою собственность.
Также законодательством не установлен порядок приема бесхозяйного недвижимого имущества в собственность субъекта РФ, в связи с чем считаем незаконными заявленные исковые требования в части срока исполнения - "в течение 3 месяцев со дня вступления решения, суда", так как в случае удовлетворения заявленных исковых требований судебное решение вызовет затруднение в исполнении в связи с несоответствием требованиям п.2 ст.206 ГПК РФ.
Помимо прочего, объекты недвижимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. Отсутствие сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также вызовет затруднение в исполнении судебного решения в случае удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, считают требования прокурора незаконными и необоснованными и просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Учет имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, и ведение реестра имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2009 N 327 "Об учете имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, и ведении реестра имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области". Из смысла данного постановления следует, что в реестр включается только имущество, находящееся в государственной собственности области.
Порядок формирования собственности Нижегородской области определен Законом Нижегородской области от 08.05.2003 года N 31-3 "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области". Из ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 N 31-3 следует, что право собственности области приобретается и прекращается в порядке и на основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
До государственной регистрации объекты недвижимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с указанием сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из искового заявления прокурора следует, что сибиреязвенный скотомогильник является бесхозяйным.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь предусмотрен статьей 225 ГК РФ и гл. 33 ГПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из смысла ст.22 ГПК РФ, п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ и главы 33 ГПК РФ следует, что суды общей юрисдикции рассматривают в порядке особого производства дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из искового заявления прокурора следует, что "вследствие бесхозности указанных скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние данного имущества". В подтверждение указанных доводов прокурор не предоставляет соответствующие доказательства, подтверждающие наличие либо отсутствие собственника скотомогильников и земельных участков, на которых они расположены, тогда как исследование данного вопроса имеет существенное значение для рассмотрения дела по существу.
В случае признания скотомогильников бесхозяйными, вопрос о признании необходимо применение норм ст. 225 ГК РФ и гл. 33 ГПК РФ.
Из смысла ст.22 ГПК РФ, п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ и главы 33 ГПК РФ следует, что суды общей юрисдикции рассматривают в порядке особого производства дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обоснование своих доводов прокурор ссылается на ст.35 Закона
РФ "Об охране окружающей среды", согласно которой при размещении
зданий, строений сооружений и иных объектов должно быть обеспечено
выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожениябиологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N13-7-2/469 (именуемые в дальнейшем "Правила"), указанные в исковом заявлении, являются нормативно-правовым актом ветеринарного законодательства РФ, регулирующим отношения в области ветеринарии, а не в области охраны окружающей среды.
В заявленных исковых требованиях прокурор, помимо прочего, просит обязать Правительство области обустроить сибиреязвенные скотомогильники в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Правил.
Однако скотомогильник является старым захоронением животных, зараженных сибирской язвой. Согласно п. 1.9 Правил биологические отходы, зараженные возбудителями сибирской язвы, подлежат сжиганию на месте.
Пункты 5.6, 5.8 Правил содержат требования, соблюдение которых обязательно при строительстве скотомогильников. Пункт 6.2 Правил не содержит требования к обустройству скотомогильника, т.к. предписывает при эксплуатации скотомогильника ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирать на замки, ключи от которых хранить у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
В данном случае не ставится вопрос о создании новых скотомогильников, которые могли бы находиться в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в связи с чем считают ссылку на п. "ц" ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" необоснованной.
Кроме того, проведение работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, находящегося в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, ограничено в соответствии с требованиями законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно абз. 3 ст. 6 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится также право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании вышеизложенного Правительством Нижегородской области утверждена областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", в рамках которой предусмотрено финансирование работ по выполнению проектов и дальнейшей консервации сибиреязвенных скотомогильников на территории некоторых районов области, в связи с чем считаем вывод прокурора о бездействии Правительства области также необоснованным.
Кроме того, исковые требования заявлены без учета полномочий Правительства Нижегородской области, являющегося коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Нижегородской области, и полномочий органов исполнительной власти Нижегородской области, подведомственных Правительству области, на принятие мер по надлежащему содержанию скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-3 "О Правительстве Нижегородской области" и положениями об органах исполнительной власти области; без указания индивидуальных (уникальных) характеристик скотомогильника, позволяющих его идентифицировать как объект недвижимого имущества; без учета статей 152-162 БК РФ, определяющих состав участников бюджетного процесса и их полномочия, Закона Нижегородской области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год, в результате чего исковые требования прокурора, в случае их удовлетворения, будут неисполнимы с точки зрения ФЗ "Об исполнительном производстве".
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, направленным отзывом просили о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие, указав также следующее.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно п.п. "ц" п. 2 ст. 26.1 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Статьей 4 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 N 31-3 "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области" установлены источники формирования собственности области.
Как указано в исковом заявлении прокурора скотомогильник, подлежащий отнесению к собственности Нижегородской области, является бесхозяйным.
Исходя из положений указанной статьи Закона N 31-3 объекты бесхозяйного имущества не могут быть источником формирования собственности Нижегородской области.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь предусмотрен ст. 225 ГК РФ, в соответствии с п. 3 которой бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Считают, что положения ст. 225 ГК РФ дают правовую основу для возникновения на скотомогильники только муниципальной собственности, так как постановка на учет бесхозных сибиреязвенных скотомогильников как объектов недвижимости в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, в силу положений ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, что предполагает осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемии.
В соответствии с п. 5 ст. 50 Закона N 131 - ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
О возможности нахождения в ведении местной администрации скотомогильников свидетельствует пункт 6.10 Beтеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, которые предусматривают ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников местными администрациями.
Таким образом, приведенные нормы федеральных законов не носят императивный характер, а лишь предусматривают возможность иметь в собственности субъектов РФ или муниципальных образований скотомогильники, но не предписывают обращать бесхозяйные объекты недвижимости, в собственность того или иного субъекта помимо воли самого субъекта.
Что касается требования прокурора по обустройству Правительством Нижегородской области скотомогильника, то еще раз отмечаем, что п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней.
В силу указанной нормы, правовое регулирование данного Закона не может быть распространено на регулирование вопросов обустройства (оборудования) скотомогильников органами государственной власти субъектов РФ. К тому же в структуре органов исполнительной власти Нижегородской области отсутствует организация, ответственная за содержание скотомогильников в соответствии с требованиями санитарно-ветеринарных правил.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций в ведении которых находятся эти объекты.
Вместе с этим, в соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, скотомогильники относятся к федеральной собственности и приватизации не подлежат.
Согласно п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, областей и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность областей на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Порядок передачи федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 11 ст. 154 вышеназванного закона решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных предприятий, учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику, а так же иного имущества. При этом органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Решения о передаче скотомогильников из федеральной собственности в собственность Нижегородской области не принимались.
Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника, в связи с чем, содержание скотомогильников в состоянии, соответствующем требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией данных объектов, а также финансирование указанных мероприятий является обязанностью РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96, (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23) (с изм. от 19.07.2010) в стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях территориальный центр госсанэпиднадзора и станция по борьбе с болезнями животных контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии скотомогильников, отдельных старых захоронений животных и биотермических ям, обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы
Из материалов дела следует, что прокуратурой Навашинского района Нижегородской области была проведена проверка исполнения законодательства о сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на территории Навашинского района Нижегородской области расположены сибиреязвенные захоронения: С01-30/046 в ******* Навашинского района, С02-30/047 в ******* Навашинского района, С03-30/048 в ******* Навашинского района, С04-30/049 в ******* Навашинского района, С05-30/050 в ******* Навашинского района, С06-30/051 в ******* Навашинского района.
УНО "Госветуправления" был произведен осмотр имеющихся на территории Навашинского района сибиреязвенных скотомогильников, в ходе которого установлено, что территория сибиреязвенного захоронения С04-30/049 в с. Б. Окулово обозначена табличками, но не огорожена, не оканавлена по всему периметру; территории сибиреязвенных захоронений С03-30/048 *******, С05-30/050 в *******, С01-30/046 в д. Рогово, С06-30/051 в ******* не огорожены, не оканавлены по всему периметру, не обозначены (акты осмотра от 18.05.2011 года и от 29.04.2011 года).
Выявленные в ходе осмотра нарушения п.п. 5.6, 5.8, 5.10 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N13-7-2/469, п. 4.1 СП 3.1.089-96 ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва", послужили основанием для обращения Комитета Госветнадзора Нижегородской области в прокуратуру Навашинского района для принятия необходимых мер.
В соответствии с п. 5.6. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (ред. от 16.08.2007) территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Согласно п. 5.8. указанных Правил над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Скотомогильник (биотермическая яма), в силу п. 5.10 Правил, должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.
В соответствии с п.7.1.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона вокруг скотомогильников с захоронениями в ямах составляет 1000 м.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на каждый имеющийся на территории Навашинского района сибиреязвенный скотомогильник имеются ветеринарно-санитарные карточки, а также технические паспорта
Выявленные в ходе осмотра сибиреязвенных скотомогильников обстоятельства ставят под угрозу экологическое благополучие на территории Навашинского района и могут привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения, чем будут нарушены права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 50 этого же Федерального закона в собственности поселений также может находиться имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
По сообщению КУМИ Навашинского района, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), администрация Тешинского, Большеокуловского, Натальинского, Поздняковского сельсоветов, имеющееся на территории Навашинского района сибиреязвенные скотомогильники в реестре муниципальной, федеральной собственности не числятся, на балансе не состоят, на балансе администраций района не состоят.
Отсутствие собственника сибиреязвенных захоронений влечет невозможность обеспечения их сохранности, а соответственно безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории района. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов государственной власти Нижегородской области) в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
При указанном, суд находит обоснованными исковые требования прокурора Навашинского района и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Относительно доводов ответчиков и третьих лиц о том, что единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, является орган местного самоуправления, суд полагает необходимым отметить следующее.
В силу ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Судом установлено, что спорные сиберязвенные скотомогильники (биотермические ямы) не имеют собственника, соответственно, являются бесхозяйными.
Согласно ч. 3 ст. 255 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом действующее законодательство, в том числе ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "Об охране окружающей среды", возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.
В этой связи оснований для возложения на администрацию Навашинского района обязанности по обращению скотомогильников в муниципальную собственность, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом, суд полагает, что срок - 6 месяцев, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.
Обязать Правительство Нижегородской области принять в собственность субъекта Российской Федерации - Нижегородской области сибиреязвенных захоронений (скотомогильников) С01-30/046 в ******* Навашинского района, С02-30/047 в ******* Навашинского района, С03-30/048 в ******* Навашинского района, С04-30/049 в ******* Навашинского района, С05-30/050 в ******* Навашинского района, С06-30/051 в ******* Навашинского района.
Обязать Правительство Нижегородской области принять меры к обустройству указанных сибиреязвенных захоронений (скотомогильников)в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-санитарных правил.
Обязать Правительство Нижегородской области исполнить настоящее решение суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Мельникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.