Навашинский районный суд обратился Князькин С.А. с заявлением об оспаривании решения Администрации Навашинского района об отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, об обязании предоставить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее: В декабре 2011 года им было подано заявление Главе администрации Навашинского района Нижегородской области о предоставлений семье Князькина С.А., имеющей ребенка инвалида-детства в собственность земельного участка в г. Навашино для индивидуального жилищного строительства в соответствии ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". ../../....г. ему был направлен ответ Администрации Навашинского района за подписью заместителя председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Навашинского района Нижегородской области Б.-Т.А. ***. В ответе ему было отказано в получении земельного участка в ******* на основании того, что в настоящее время настоящий земельный участок не свободен от построек, на нем расположено ветхое здание, признанное аварийным, а на прилегающей к зданию территории имеются постройки гаражей и сараев. Считает, что указанное решение и отказ Администрации Навашинского района в предоставлении его семье указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее "ИЖС") необоснованно и незаконно. Указанным решением нарушены его Конституционные права на землю, предусмотренные ст. 36 Конституции Российской Федерации, закрепившей право гражданина иметь в частной собственности землю, нарушены его права и права членов его семьи на получение земельного участка для ИЖС, предусмотренное ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, а также нарушено право ребенка-инвалида детства К.-М.С. на первоочередное получение земельного участка для ИЖС, предусмотренные ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов": "Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства", и постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг": "Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы". "данные изъяты" необоснованный отказ в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства нарушает их права на нормальные жилищные условия и жилище, предусмотренные ст. 40 Конституции Российской Федерации и элементарные условия реабилитации ребенка инвалида-детства.
Доводы, приведенные в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в *******, не могут служить законным и обоснованным основанием для отказа.
В настоящее время земельный участок по адресу ******* не имеет собственника.
Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" содержит императивную норму, запрещающую отказывать в предоставлении земельного участка гражданам в собственность.
Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень отказа в предоставлении такого земельного участка:
Если земельный участок изъят из оборота;
Установлен федеральным законом запрет на приватизацию данного участка.
В отказе администрации Навашинского района от ../../....г. *** отсутствуют правовые основания отказа в предоставлении ему земельного участка по заявленному адресу, предусмотренные действующим законодательством, включая п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аргументы ответчика о том, что в настоящее время на оспариваемом земельном участке имеется ветхое здание для сноса, наличие построек, гаражей и сараев не являются предметом рассмотрения настоящего иска, не являются юридически обоснованными и выходят за пределы рассмотрения настоящего иска в нарушение ст. 39 ГПК РФ и п. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Любые спорные вопросы, которые могут возникнуть между собственником земельного участка с другими физическими и юридическими лицами подлежат рассмотрению по мере их возникновения в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.
Как следует из ответа Администрации Навашинского района по его заявлению, в котором ему было отказано в получении указанного им земельного участка в *******, других обоснований отказа в предоставлении его семье земельного участка не имеется.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 02.09.2009 г. ***-В09-59 отказ в предоставлении указанного земельного участка для ИЖС семье Князькина С.А. является незаконным и нарушающим права на получение земельного участка, предусмотренные ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ и права ребенка-инвалида детства К.-М.С. на первоочередное получение земельного участка для ИЖС, предусмотренные ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов". Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении Верховного Суда РФ от 02.09.2009 г. N 18-В09-59 подтвердила законность судебного решения первой и кассационной инстанции, которые признали незаконным отказ администрации МО города-курорта Геленджик в передаче в собственность Р. Испрашиваемого земельного участка: "Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, обоснованно исходил из вывода о том, что не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в передаче в собственность Р. испрашиваемого земельного участка, установив, что указанный участок входит в состав земель населенных пунктов и не имеет ограничений в оборотоспособности".
На основании действующего законодательства согласно ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" и наличия судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, администрация Навашинского района, не имея обоснованных причин для отказа, была обязана принять положительное решение о выделении указанного земельного участка для ИЖС.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года четко указано, что "при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
В обзоре практики по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними (автор Ольга Жданова, начальник отдела анализа и практики Федеральной регистрационной службы) также содержится судебная практика, согласно которой для регистрации договора при предоставлении земельного участка для ИЖС в порядке ст. 17 ФЗ 181 аукцион не проводится...
Гражданин обратился в УФРС по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, предоставленного главой г. Таганрога для строительства жилого дома.
В качестве правоустанавливающего документа на регистрацию поступило постановление главы города, из которого следовало, что земельный участок был представлен заявителю на основании Закона 181-ФЗ. Согласно ему, инвалиды второй группы имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В государственной регистрации договора было отказано в силу того, что не были представлены документы, которые подтверждают прохождение процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства (предусмотрена ст. 30.1 ЗК РФ). А именно проведение торгов при предоставлении земельного участка.
Федеральный суд г. Таганрога не согласился с доводами регистрирующего органа.
Суд указал следующее. Постановлением главы г. Таганрога гражданину был предоставлен в аренду земельный участок для строительства индивидуального жилого дома. Право заявителя на предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального строительства юридически обосновано статьей 17 Закона 181-ФЗ и реализовано с учетом постановления Правительства РФ от ../../....г. *** "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", которое определило порядок предоставления земельных участков инвалидам.
Суд также подчеркнул, что в данном случае при предоставлении земельного участка не применяются общие положения ЗК РФ о предоставлении участков для целей, связанных со строительством. Само проведение аукциона по продаже права на строительство в случае льготного предоставления такого участка инвалиду противоречило бы смыслу статьи 17 Закона 181-ФЗ, предусматривающей право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства. Таким образом, указанная норма закона является специальной по отношению к общему порядку, установленному ЗК РФ.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения, кассационную жалобу УФРС по Ростовской области без удовлетворения)".
Руководствуясь принципами осуществления правосудия в Российской Федерации и задачами гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ), гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, то есть учитывать основные направления развития законодательства и федеральных программ Правительства Российской Федерации. В свете указанного при принятии решения по существу настоящего заявления, необходимо учитывать, что 10 марта 2010 года Президент России Д.А.Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который направлен на стимулирование малоэтажного жилищного строительства.
В Послании Федеральному Собранию в 2010 году Президент России Д.А.Медведев заявил, что забота о детях, а особенно о детях-инвалидах должна стать главной задачей государства.
Указанные обстоятельства программных положений Правительства и Президента Российской Федерации также свидетельствуют о приоритете защиты прав детей-инвалидов при принятии судебных решений по спорным вопросам выделения земельных участков для ИЖС, поскольку это является базисом развития любого цивилизованного общества и без которого у России не может быть счастливого и светлого будущего и, за которое все в ответе.
В соответствии со ст. 204 и ст. 206 ГПК РФ, принимая решение из публичных правоотношений, суд в его резолютивной части указывает, какие действия должны быть осуществлены должностным лицом, допустившим установленное судом нарушение прав заявителя, чтобы восстановить их в полном объеме. В случаях необоснованного отказа в совершении действий, относящихся к компетенции должностных лиц, суд обязывает их к совершению этих действий.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ЗК РФ: "Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, ст. 204 и ст. 206 ГПК РФ, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ он просит: признать решение Администрации Навашинского района от ../../....г. *** об отказе Князькину С.А. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным и необоснованным и нарушившим права Князькина С.А. и его семьи, включая права ребенка-инвалида детства; устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Князькина С.А. и его семьи, включая права ребенка-инвалида детства, обязав Главу администрации Навашинского района, согласно ч. 10 ст. 30 ЗК РФ, вынести решение о предоставлении семье Князькина С.А., в собственность земельного участка в ******* для индивидуального жилищного строительства в соответствии с поданным заявлением Князькина С.А. по адресу: *******, без организации торгов и без предварительного согласования места размещения объекта согласно ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ, по стоимости согласно данным земельного кадастра в течение двух недель.
В судебное заседание ../../....г. заявитель Князькин С.А. представил дополнительное обоснование заявленных требований, уточнив требования, указывая следующее.
B ответе на судебный запрос Главы Администрации города Навашино Петрова С.Н. *** от ../../....г. отсутствует анализ рассмотрения вопроса землепользования земельного участка, расположенного по адресу *******, то есть вопроса, который является предметом спора, а в рассмотренном вопросе застройки данного земельного участка (вопросе не являющемся предметом спора) содержится ряд неточностей.
В выкопировке из генерального плана г. Навашино, которая находится в материалах дела, указанный спорный участок выделен желтым цветом, то есть относится к территории земель индивидуальной малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками, а также является резервом под жилую застройку, то есть не противоречит нормам землепользования для индивидуального жилищного строительства.
В выкопировке "Правил землепользования и застройки схемы градостроительного зонирования г.Навашино", указанный участок отмечен зоной Ж-3, то есть относится к застройке индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками, а также представляет собой территорию, резервируемую под жилую застройку Ж-1Б, то есть входит в состав жилых зон, что подтверждает разрешенный порядок использования указанной земли для жилой застройки согласно ст. 35 ЖК РФ (Приложение N1,N2,N3).
Статья 35 ЖК РФ предусматривает, что в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В выкопировке Правил землепользования и застройки территории г.Навашино Нижегородской области (Постановление городской Думы города Навашино Нижегородской области *** от ../../....г.), заверенной начальником отдела градостроительства и благоустройства г.Навашино Е.-И.В. также указано, что разрешенные виды использования зоны Ж-3, к которой относится спорный участок включает жилые дома усадебного типа с видом разрешенного использования - отдельно стоящие односемейные дома с приусадебными участками (Приложение N 4), а зона Ж-1Б также относится к резерву под жилую застройку, то есть не противоречит разрешенному использованию для индивидуального жилищного строительства согласно ст. 35 ЖК РФ (Приложение N 4).
Факт того, что спорный участок расположен на территорий, где имеется только индивидуальные малоэтажные жилые дома с приусадебными участками подтверждается тем, что вокруг этого участка и вся улица ******* полностью используется под индивидуальное жилищное строительство (Приложение *** - соседний *******; Приложение N6-соседний *******; Приложение N 7 -соседний *******; Приложение N 8 -соседний *******, расположенный напротив оспариваемого участка, Приложение N 9 - общий вид *******; ******* с малоэтажными индивидуальными жилыми домами).
Предпоследний абзац письма N 786 от 26.04.2012 утверждающий, что вышеуказанный участок предусмотрен под застройку среднеэтажными жилыми домами не соответствует действительности, поскольку согласно Генерального плана и Правил застройки территории города Навашино, вышеуказанный участок находится на территории зоны Ж-3 - относится к застройке индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками, а также представляет собой территорию, только резервируемую под жилую застройку.
Это подтверждается наглядно фотографиями одноэтажных индивидуальных жилых домов, находящихся по соседству с оспариваемым участком, расположенных по всей ******* (см. Приложения N 5-9).
В настоящее время идет второй год и завершается строительство индивидуальных малоэтажных домов по ******* города *******, один из которых расположен напротив оспариваемого земельного участка ( *******) под номером *** а также дома номер *** по *******, соответственно смотреть Приложения N 10 и N 11, то есть дома, которые также входят в жилую зону Ж-3 и входящую в резерв под жилую застройку. Однако, строительство указанных домов было получено и не оспаривается Администрацией Навашинского района, что также подтверждает законность приобретения оспариваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. (Приложение N 10, Приложение N 11).
Последний абзац письма N 786 от 26.04.2012 г. о том, что в ******* возможно зарегистрирован 1 человек, не относится к предмету рассмотрения данного спора и не подтверждается документально. В соответствии с Постановлением *** Администрации города Навашино (имеющимся в материалах дела) указанный ******* признан аварийным и подлежащим сносу, то есть в указанном доме никто не проживает и не имеет права проживать, то есть ничьи права на данный земельный участок не нарушаются.
Согласно приобщенной к материалам дела кадастровой выписки в п. 18; 18.1; 18.2; 18.3 - стоят прочерки, подтверждающие, что указанный земельный участок не имеет собственника.
Таким образом,, в связи с первым поданным им заявлением на данный земельный участок, по праву первого поданного заявления, указанный земельный участок в отсутствие юридических оснований для отказа, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ и которые отсутствуют в аргументах другой стороны, должен быть предоставлен Администрацией Навашинского района его семье в собственность.
В соответствии с п. 5.1 Положения об Администрации Навашинского района Нижегородской области именно в полномочиях Главы Администрации принятие решения "О предоставлении и изъятии земельных участков".
На основании изложенного подтверждается полное отсутствие юридических оснований ответчика в отказе ему предоставления земельного участка, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФи подтверждается полнаяобоснованность и законность его исковых, требований на предоставление его семье свободного земельного участка, находящегося в жилой зоне по адресу *******, в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части уточнения исковых требований под территорией земельного участка, расположенного по *******, подразумевается земельный участок, расположенный под бывшим жилым домом *** по ******* и прилегающей к нему свободной придомовой территорией.
В судебном заседании заявитель Князькин С.А. подтвердил свои требования в полном объеме с учетом приведенных в судебных заседаниях уточнений.
Представитель администрации Навашинского района Баранов С.В., заявленные требования Князькина С.А. не признал в полном объеме, представил отзыв, в котором указал следующее.
Рассмотрев требования заявителя, считает, что в удовлетворении заявленных требований заявителю должно быть отказано по следующим основаниям.
Ответ Князькину С.А. на заявление о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство был дан Комитетом по управлению муниципальным имуществом Навашинского района письмом за *** от ../../....г.
КУМИ Навашинского района действует в соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом Навашинского района, утвержденным решением собрания Навашинского района от ../../....г. ***.
В частности, в пункте 3.2.1. Положения указано, что КУМИ Навашинского района осуществляет учет, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Навашинского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В ответе на заявление Князькина С.А. о предоставлении его семье земельного участка по ******* под индивидуальное жилищное строительство было указано, что испрашиваемый земельный участок не свободен и на нем в настоящее время находится многоквартирный жилой дом, а на прилегающей территории находятся гаражи имеющие своих владельцев.
Кроме того, при принятии решения о предоставлении земельного участка необходимо учитывать имеющуюся градостроительную документацию, где предусмотрено, в том числе, и размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселений относится и "утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием поселения".
Эти полномочия ОМСУ поселений также указаны и в ст.8 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с указанными требованиями законодательства городской Думой Навашино были приняты следующие правовые акты: Правила землепользования и застройки территории *******, утвержденные постановлением Городской Думы г.Навашино от 17.12.2009 N239; Генеральный план *******, утвержденный решением кой Думы г.Навашино от 23.06.2010 N23. В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ среди прочих имеются следующие принципы законодательства о градостроительной деятельности:
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
осуществление строительства на основе документов территориального планирования и землепользования и застройки;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
В своем письме за *** от ../../....г., направленном в Навашинский районный суд, Администрация города Навашино указала, что в соответствии с Генеральным планом Навашино Нижегородской области и Правилами застройки территории г.Навашино, земельный участок зарезервирован под застройку многоквартирными среднеэтажными жилыми домами. Также из письма следует, что граждане из данного дома переселены в *******, а сроки сноса этого аварийного дома не определены.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 04.08.2010 N 127-3 "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области" семьям, имеющим на иждивении детей-инвалидов, земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Часть 6 статьи 2 того же Закона гласит, что земельные участки предоставляются гражданам исходя из наличия свободных земель в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно части 3 статьи 2 Закона гражданам, указанным в пунктах 1-11 части 2 настоящей земельные участки предоставляются в аренду на три года для строительства индивидуального жилого дома с последующим бесплатным предоставлением в собственность после завершения строительства, ввода в эксплуатацию жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом при условии, если они не имеют в собственности участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), обеспечены обшей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, проживают в индивидуальных жилых домах, но не являются собственниками данных домов.
Таким образом, принимая во внимание, что на испрашиваемом земельном участке в настоящее время находиться жилой дом и надворные постройки, сроки сноса данного дома не установлены, а также то, что градостроительной документацией не предусмотрено дальнейшее использование участка под индивидуальное жилищное строительство, указанный участок не может быть предоставлен заявителю. На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований Князькину С.А. отказать в полном объеме.
Представитель администрации города Навашино Ежкова И.В., заявленные требования Князькина С.А. не признала, пояснив следующее.
Требования Князькина С.А. не могут быть удовлетворены, поскольку земельный участок под домом *** по ******* занят. После сноса дома данный земельный участок будет использован под срежнеэтажную застройку в соответствии с Генеральным планом г.Навашино
Представитель КУМИ Навашинского района Нижегородской области Администрации Навашинского района Берсенева Т.А. заявленные требования Князькина С.А. не признала в полном объеме, пояснив следующее. Спорный земельный участок не может быть предоставлен Князькину С.А., поскольку он занят домом *** по *******. Кроме того, данный земельный участок как таковой не сформирован, не имеет границ и координат.
Суд, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан.
В соответствии с п.1 ст.20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Пункт 1 ст.24 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с п.1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодека РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодеком, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в ред. от 09 декабря 2010 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п.17 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, о обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Особенности предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для жилищного строительства содержатся в ст. ст.30, 30.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.30 Земельного кодека РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предоставления согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст.38 настоящего Кодекса.
Поскольку право на первоочередное получение при предоставлении чего- либо, в данном случае земельного участка, предполагает безусловное предоставление, при предоставлении земельного участка семьям, имеющим ребенка-инвалида, торги не проводятся.
Согласно п.7 ч.2 ст.2 Закона Нижегородской области от 04 августа 2010 года земельные участки предоставляются гражданам исходя из наличия свободных земель в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Поскольку заявитель Князькин С.А. имеет ребенка-инвалида, что подтверждается представленными копиями свидетельства о рождении, справкой медико-социальной экспертизы, то его семья имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуально-жилищного строительства без торгов.
Право Князькина С.А. и его семьи на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без торгов никем не оспаривается, признается заинтересованными лицами, участвующими в судебном разбирательстве.
В судебном заседании установлено, что ../../....г. Князькин С.А. обратился в Администрацию Навашинского района с заявлением о предоставлении ему и его семье земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу жилого сектора *******.
../../....г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Навашинского района Нижегородской области Князькину С.А. отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок не свободен от построек, на нем расположено здание многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, а на прилегающей к дому территории- постройки гаражей, сараев.
Данным ответом Князькину С.А. было разъяснено, что ему может быть предоставлен участок из имеющихся сформированных участков на территории г.Навашино или иных территориях, предусмотренных ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией под размещение объектов жилищного строительства с целью их комплексного освоения.
Судом установлено, что принятие решения Комитетом по управлению муниципальным имуществом Навашинского района не противоречит Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом Навашинского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Навашинского района от ../../....г. ***, и находится в пределах полномочий КУМИ Навашинского района.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность- это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; территориальное планирование - планирование развития территорий; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использовании земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки является документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительный регламент.
В соответствии с п.п.1,3 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Постановлением Городской думы г.Навашино от ../../....г. *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории г.Навашино Нижегородской области" утверждены и введены в действие Правила землепользования и застройки территории г.Навашино Нижегородской области, включающие в себя Порядок формирования землепользования и застройки, Градостроительные регламенты территориальных зон, выделенных на схеме Градостроительного зонирования, Схему градостроительного зонирования г.Навашино.
В соответствии со Схемой градостроительного зонировании г.Навашино Нижегородской области, на которой расположен земельный участок, о предоставлении которого для ИЖС ходатайствует заявитель Князькин С.А. расположен в границах территориальной зоны Ж-3- застройка малоэтажными домами с приусадебными участками (коттеджная, блокированная, индивидуальными домами)
В соответствии с п.2.5.1 Градостроительного регламента Ж-1Б, Ж-3Б, Ж-4Б - резервы жилой застройки Ж-1, Ж-3.
Зоны Ж-1Б, Ж-3Б представляют собой территорию, резервируемую под жилую застройку Ж-1Б, Ж-3Б за расчетный срок проекта генерального плана с временным сохранением существующего использования территории.
То есть зона Ж-1Б резерв жилой застройки Ж-1, зона Ж-3Б резерв жилой застройки Ж-3.
Из представленной выкопировке Генерального плана следует, что имеющаяся в настоящее время жилая зона Ж-3 (на плане выделена желтым цветом) по проекту предполагается использоваться в качестве резерва Ж-1Б под жилую зону Ж-1 (на плане отражена как обведенная красным цветом жилая зона Ж-3 (выделенная желтым цветом).
Согласно Градостроительного регламента зона Ж-1 представляет собой зону застройки среднеэтажной/ проектной (4-5 этажей).
Основными разрешенными видами использования зоны Ж-1 являются: многоквартирные жилые дома 2-3-4-5 этажей, скверы, газоны, цветники, объекты дошкольного воспитания, начальные и средние школы, музыкальные и юношеские спортивные школы, клубы многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, музеи, выставочные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской школы, пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские,, приемные пункты прачечной и химчистки, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, бани, магазины товаров первой необходимости, предприятия общественного питания, отделения банков, общежития.
Вспомогательными видами разрешенного использования, требующего специального согласования являются: встроенные подземные гаражи или полузаглубленные гаражи из расчета 1 место на 1 квартиру; открытые стоянки для временного хранения автотранспорта по СНиП.
У суда нет оснований не доверять представленным материалам, поскольку они подготовлены на основании изучения градостроительной ситуации с использованием данных топографических планшетов М 1:500 и данных ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской области.
В соответствии с Генеральным планом г.Навашино Нижегородской области, утвержденным решением городской Думы от 23 июня 2010 года N 23 основными площадками для размещения нового строительства, свободными от застройки являются: земли в границах городской черты, расположенные в северо-западной части города, где предусмотрено строительство средне- и малоэтажной секционной застройки (2-3-4-5 этажей); земли в границах городской черты, расположенные в восточной части города.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, о предоставлении которого ходатайствует заявитель Князькин С.А., расположен в настоящее время в зоне Ж-3. Однако, данный земельный участок в соответствии с Генеральным планом г.Навашино не подлежит использованию под индивидуальное жилищное строительство.
В силу вышеизложенных норм Градостроительного кодекса РФ, ст.18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план муниципального образования Генеральный план города Навашино Навашинского района Нижегородской области является документом территориального планирования и отражает план развития *******, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещении объектов капитального строительства.
Генеральный план г.Навашино Нижегородской области утвержден решением Городской думы города Навашино Нижегородской области от ../../....г. *** и принят в целях эффективного функционального использования территории, решения экологических, социальных, хозяйственных, земельных и эстетических проблем организации среды жизнедеятельности населения.
В соответствии с Генеральным планом г.Навашино Нижегородской области резервы развития малоэтажной жилой индивидуальной застройки (жилой зоны) предполагается разместить в восточной части города.
По-мнению суда, суть Генерального плана заключается в том, чтобы отражать план развития территории в будущем, в том числе по использованию земель по определенным видам использования.
Генеральным планом г.Навашино не предполагается использование в будущем запрашиваемого участка под индивидуальное жилищное строительство.
Заявителю Князькину С.А. предлагалась возможность предоставления земельного участка под размещение объекта индивидуального жилищного строительства из имеющихся сформированных участков как на территории г.Навашино, так и на иных территориях, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Администрации г. Навашино Навашинского района Нижегородской области от ../../....г. ***.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Ст. 30 Земельного кодекса РФ определяет процедуру предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта.
Начальным этапом указанной процедуры является проведение работ по формированию земельного участка.
В судебном заседании установлено, что границы и координаты испрашиваемого земельного участка не определены в порядке, установленном ст.11.1 Земельного кодекса РФ, земельный участок как таковой не сформирован.
Факт отсутствия сформированного земельного участка подтверждается сообщением Межрайонного отдела N 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, из которого следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:37:0600001:485, расположенном по адресу: *******, были аннулированы в государственном кадастре недвижимости ввиду того, что такие сведения были внесены ошибочно: на момент внесения сведений отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, и такой земельный участок не подлежал включению в государственный земельный кадастр как ранее учтенный.
По мнению суда, в данном случае, не правомерна ссылка заявителя Князькина С.А. на ст.28 Земельного кодекса РФ, и его довод о том, что ему было отказано в предоставлении земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.
Поскольку Князькиным С.А. испрашивается конкретный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, то фактически Князькин С.А. просит предоставить земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта.
Однако, земельные участки под жилищное строительство в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставляются без согласования места размещения объекта, то есть в местах, отведенных и определенных под жилищное строительство органом местного самоуправления.
В силу изложенного Князькину С.А. было предложено предоставить земельный участок в районе, отведенном под жилищное строительство, то есть в соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ.
Принимая решение по настоящему делу, суд также исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что на момент принятия решения по настоящему делу по адресу ******* расположен многоквартирный жилой дом.
Постановлением Администрации ******* *** от ../../....г. ******* признан аварийным и подлежащим сносу.
Из сообщения Администрации г.Навашино (исх. *** от ../../....г.) следует, что граждане, проживающие в указанном доме, в настоящее время расселены в *******; сроки сноса многоквартирного дома не определены; по данным, представленным паспортистом управляющей компании ООО "Рем-Строй-Монтаж", в чьем управлении находится *******, по состоянию на ../../....г. в ******* остается зарегистрированным 1 человек.
Из сообщения Администрации г.Навашино от ../../....г. ***, представленного заявителем в судебное заседание, установлено, что конкретнее сроки носа ******* не определены, и будут установлены после завершения региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011 год" по окончании 2012 года.
Также в районе указанного дома расположены гаражи и иные хозяйственные постройки.
Таким образом, судом установлено, что истребуемый Князькиным С.А. земельный участок не свободен.
В судебном заседании заявитель Князькин С.А. пояснил, что под испрашиваемым земельным участком, расположенным по адресу: ******* он подразумевал земельный участок, расположенный под бывшим жилым домом *** по ******* и прилегающей к нему свободной придомовой территорией.
Однако, в судебном заседании установлено, что Князькин С.А. не обращался в Администрацию г.Навашино с заявлением о предоставлении ему под ИЖС прилегающей к дому *** свободной придомовой территории, решение Администрацией Навашинского района либо уполномоченным органом в отношении прилегающей свободной придомовой территории не принималось.
Довод Князькина С.А. о том, что на ******* в районе ******* ведется строительство индивидуальных жилых домов не может быть принят во внимание, поскольку законность указанного строительства не является предметом настоящего судебного разбирательства.
Принимая во внимание изложенное в совокупности, суд находит необходимым отказать заявителю Князькину С.А. в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Князькину С.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным и необоснованным решения Администрации Навашинского района от ../../....г. *** об отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, об устранении нарушений прав и свобод, о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного под бывшим жилым домом *** по ******* с прилегающей к нему свободной придомовой территорией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Мельникова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.