Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 08 июня 2012 г.
(Извлечение)
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Деминой Л.И.
при секретаре Ждановой Е.Н.
с участием заявителя помощника прокурора прокуратуры Лебедянского района Липецкой области Бердиевой А.М.,
представителя Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" РФ Мальневой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедянь дело по заявлению прокурора Лебедянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Устава сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" РФ противоречащим законодательству РФ в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебедянского района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании п. 6 ст. 22, п. 6 ст. 40, п.п. 21 п. 1 ст. 12 Устава сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" РФ, принятого решением Советом депутатов сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района Липецкой области N 17 от 4 августа 2010 года, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области 31 августа 2010 года (далее Устав), противоречащим требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ст.ст. 13, 12, 23, 33, 34, 41, 65 Устава несоответствующими требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, необходимости приведения их в соответствие с законодательством.
Требования мотивировал тем, что проверкой установлено противоречие отдельных норм Устава сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" области требованиям законодательства России, в частности положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в который внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что является основанием приведения их в соответствие с законом.
Прокурором района 29 февраля 2012 года в адрес председателя Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" сельсовет было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о местном самоуправлении и о противодействии коррупции (внесение изменений в Устав сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" Российской Федерации), а также ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на п.6 ст. 22, п.6. ст. 40, п.п. 21 п.1 ст. 12 Устава с требованием рассмотреть его и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства. До настоящего момента требования прокурора указанные в актах прокурорского реагирования не исполнены.
Учитывая, что Устав поселения является основным нормативным правовым актом органа местного самоуправления и затрагивает интересы всех жителей проживающих в данном поселении, непринятие необходимых мер по соответствующим внесениям изменений в Устав может повлечь ущемление прав жителей поселения, их гостей, интересы будущего поколения, просил обязать представительный орган местного самоуправления данного муниципального образования внести изменения в Устав сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" Российской Федерации:
отменить п. 6 ст. 22, п. 6 ст. 40 как несоответствующие действующему законодательству, и принять в действующей редакции
пункт 6 статьи 22:
"Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста".
пункт 6 статьи 40:
"Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования".
Из п.п. 21 пункта 1 статьи 12 исключить отнесение к вопросам местного поселения о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельского поселения.
Привести ст. 13, ст. 12, ст. 23, ст. 33, ст. 34, ст. 41, ст. 65 Устава в соответствие с вышеуказанными требованиями Федеральных законов:
статью 13 дополнить правом органа местного самоуправления сельского поселения на:
оказание поддержки общественным наблюдательным комиссия, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, как того требует п. 10 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона;
утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, как того требует п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона;
присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, как того требует п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона;
статью 23 дополнить обязанностью органа местного самоуправления выносить на публичные слушания проекты правил благоустройства территорий, как того требует ст. 28 Федерального закона;
в статье 33 слова "муниципальные должности муниципальной службы" заменить словами "должности муниципальной службы" (пункт 19 ст. 5 Федерального закона);
пункт третий статьи 41 дополнить предложением: "в случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования" (п. 5 ст. 44 Федерального закона);
в пункте 4 статьи 41 слова "органах юстиции" заменить словами "территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований" ( п. 6 ст. 44 Федерального закона);
абзац первый пункта 5 статьи 41 дополнить предложением "Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований";
в статью 12 дополнить пункт об осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения (пункт 38 ст. 14);
статью 34 дополнить пунктом, которым предусмотреть, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (п. 4.1 ст. 36 Федерального закона);
часть 2 статьи 65 дополнить абзацем "несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами);
статью 12 дополнить абзацами предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции (п. 33.1 ст. 14 Федерального закона);
до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (п. 33.2 ст. 14 Федерального закона);
пункт 15 части 1 статьи 14 дополнить словами "включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
часть 1 статьи 14 дополнить пунктом 37 - обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.
В части 1 статьи 14:
пункт 5 после слов "и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)" дополнить словами "осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения";
пункт 20 после слова "осуществлении" дополнить словом "муниципального";
пункт 27 дополнить словами "а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения";
в пункте 32 слова "и надзора" исключить;
дополнить пунктом 35 следующего содержания:
35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей";
дополнить пунктом 36 следующего содержания:
36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны";
В статье 12:
пункт 20 после слов "разрешений на строительство" дополнить словами "(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)".
после слов "в границах населенных пунктов поселения" дополнить словами "и обеспечение безопасности дорожного движения на них".
Представитель заявителя помощник прокурора прокуратуры Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. поддержала заявленные требования, привела те же доводы, что изложены в заявлении.
Представитель Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" РФ Мальнева Л.П. признала заявленные требования обоснованными. Объяснила, что в настоящее время проводится работа по приведению положений Устава в соответствие с действующим законодательством. 28 мая 2012 года Советом депутатов сельского поселения принято решение N 74 о рассмотрении проекта изменений в Устав сельского поселения. С учетом времени, необходимого для регистрации изменений в Устав в регистрирующем органе, просила определить срок исполнения решения суда - до 1 сентября 2012 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ст. 7 указанного закона населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. Этой же нормой закреплено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Так как положения устава сельского поселения, противоречащие законодательству, затрагивают интересы жителей поселения, их гостей, интересы будущего поколения, что делает невозможным определить круг лиц, интересы которых нарушены, то прокурор вправе в силу статьи 45 ГПК РФ обратиться в суд с такими требованиями.
Доводы прокурора подтверждаются анализом вышеуказанных нормативных актов и устава сельского поселения.
Устав поселения является основным нормативным правовым актом органа местного самоуправления и затрагивает интересы всех жителей проживающих в данном поселении, непринятие необходимых мер по соответствующим внесениям изменений в Устав может повлечь ущемление прав жителей поселения, их гостей, интересы будущего поколения.
С учетом мнения представителя заявителя и необходимого для процедуры принятия изменений в Устав территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований времени определить срок исполнения решения до 1 сентября 2012 года.
Руководствуясь ст. 194, 198, 246, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Положения п. 6 ст. 22, п. 6 ст. 40, ст. 13, ст. 12, ст. 23, ст. 33, ст. 34, ст. 41, ст. 65 Устава сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" РФ, принятого решением Советом депутатов сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района Липецкой области N 17 от 4 августа 2010 года, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области 31 августа 2010 года, признать противоречащими требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязать Совет депутатов сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" Российской Федерации привести Устав сельского поселения "данные изъяты" сельсовет "адрес" муниципального района "адрес" Российской Федерации в соответствие с вышеуказанными требованиями Федеральных законов: отменить п. 6 ст. 22, п. 6 ст. 40, внести изменения ст. 13, ст. 12, ст. 23, ст. 33, ст. 34, ст. 41, ст. 65 Устава и принять их в действующей редакции в срок до 1 сентября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца.
Судья: /Демина Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.