Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 06 июля 2012 г.
(Извлечение)
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.В.,
с участием помощника прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиевой А.М.,
при секретаре Штефанесе Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебедянского района Липецкой области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения "данные изъяты" о понуждении администрации сельского поселения "данные изъяты" и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ
Прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения "данные изъяты" о понуждении администрации сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйного имущества, а именно колодца, расположенного по "адрес", напротив "адрес", в селе "адрес", в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой Лебедянского района Липецкой области проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов и надлежащей организации питьевого водоснабжения населения, в ходе которой установлено, что в селе "адрес", напротив "адрес" расположен колодец, используемый для питьевого водоснабжения, который не имеет собственника, то есть является бесхозяйным.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения. К вопросам местного значения поселений относится также предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории поселения, что подразумевает под собой выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения (ст.1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи её к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путём устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы) общего и индивидуального пользования, п. 1.3, 1.4. СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст.2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением правительства РФ от 17.09.2003г. N580, установлен порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Колодец, существующий напротив "адрес" "адрес", имеющий статус бесхозяйного, является объектом общего водопользования. Отсутствие собственника не исключает возможность загрязнения источников питьевого водоснабжения, вследствие чего создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. Организация надлежащего содержания колодцев имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодцев. Указанное требует принятия мер по передаче колодцев в муниципальную собственность для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей.
До настоящего времени органами местного самоуправления сельского поселения вопрос местного значения по надлежащей организации водоснабжения населения и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории поселения не разрешён.
Исследование качества питьевой воды из колодца не проводится, что подтверждается информацией Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ
Наличие на территории поселения бесхозного колодца, являющегося источником питьевого водоснабжения населения, отсутствие системы надлежащей его эксплуатации ставит под угрозу право неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений.
На этом основании прокурор просит обязать администрацию сельского поселения "адрес" обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного напротив "адрес" "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Бердиева А.М. поддержала заявленные требования, мотивировав их доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика администрации сельского поселения "адрес" по доверенности Сальникова Е.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав стороны, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-I от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно письменной информации N, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Лебедянского района главой администрации сельского поселения "адрес" ФИО4, на территории сельского поселения в селе "адрес" находятся 4 колодца, в том числе 1 колодец напротив "адрес", собственника - нет.
Из сообщения Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском и Становлянском районах N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории сельского поселения "адрес" в селе "адрес" действует 4 общественных колодца.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст.2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Органы государственной власти органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из сообщения Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Лебедянском, Краснинском и Становлянском районах N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за текущий ДД.ММ.ГГГГ год в связи с отсутствием в плане работы на ДД.ММ.ГГГГ год плановых проверок сельских администраций, исследование качества питьевой воды в колодцах не проводилось.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, установлен чёткий порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Установлено, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бесхозный колодец, являющийся источником питьевого водоснабжения населения села "адрес" "адрес" и отсутствие системы надлежащей его эксплуатации ставит под угрозу право на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду или отравлений, неопределённого круга лиц, в связи с чем необходимо устранение допущенных нарушений.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Обозначенный прокурором срок для устранения нарушений разумен и достаточен для решения организационных, финансовых и технических вопросов. Заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, с администрации сельского поселения "адрес" государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Обязать администрацию сельского поселения "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением и документами о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного напротив дома "адрес" "адрес".
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.В.Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.